Первые комментарии к президентскому Указу № 78

Не за счет карманов населения

КАК СТРАНЕ оперативно реагировать на внешние риски? Последние несколько месяцев такой вопрос был главной темой большинства президентских совещаний. Красной нитью через дискуссии проходила мысль: наша социально-экономическая система в нынешних макроэкономических условиях оказалась несколько неповоротлива, и надо изыскать решения, каким образом придать ей мобильность. Ответ дает президентский Указ № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса». 

Документ уже окрестили «антикризисным», хотя, если призадуматься, он решает не только проблемы стабилизации экономики. Указ № 78 разбит на пять блоков, каждый из которых посвящен одному из актуальных направлений. Например, повышению эффективности функционирования экономики, обслуживанию и своевременному погашению наших валютных обязательств, обеспечению неприкосновенности собственности и сбалансированности исполнения бюджета 2016 года. Непременно учтены и меры социальной защиты населения. Судя по букве Указа, в бюджете надлежит изыскать дополнительно до 8 триллионов рублей для оказания мер социальной поддержки отдельным  категориям граждан, обещана и «минимизация негативных последствий, обусловленных ростом  цен  на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации». 

Президент сдержал обещание: латать прорехи в бюджете будут не за счет карманов населения, а прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения и содержание органов госуправления. Госаппарату уже пообещали оптимизацию, а вот предприятиям ЖКХ придется поумерить аппетиты и снизить затраты. Отдельного упоминания заслуживает блок, посвященный ответственности кадров. 

Вот первые комментарии наших экспертов и читателей.

Владимир ПАНТЮХОВ, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания:

— Подписание Указа № 78 — это определенная точка, поставленная в своеобразном споре между «либералами» и «консерваторами». В последнее время мнения по поводу того, как придать нашей экономике дополнительный стимул для развития, очень уж сильно разделились. Теперь прения закончились — Президент четко дал понять, что необходимо делать. 

Указ № 78 дает жесткие критерии оценки эффективности работы кадров. Наверное, самый важный момент — это то, что не только членов Правительства, но и руководителей госпредприятий будут оценивать по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров. В этом решении есть истина. Некоторые руководители, и в последнее время это заметно, заняли позицию «я в домике» — просто наблюдают за ситуацией и ждут указаний сверху. 

Важен в Указе № 78 момент сокращения излишних и дублирующих функций органов госуправления, а также совершенствования системы подбора и расстановки кадров. Нам есть еще где приложиться, чтобы оптимизировать чиновничий аппарат. Порой это кажется невозможным, но если посидеть-подумать, то все получается просто. Вот я когда работал в Могилеве, у нас Центральный район города слили с Ленинским и Октябрьским. Территории поделили, а функции передали новым администрациям. Думаю, подобных примеров в Беларуси могут быть тысячи.

02-3 () (2).jpgАлександр ИВАНОВСКИЙ, первый проректор Академии управления при Президенте:

— Указ № 78 — это целый пакет мер, который направлен даже не столько на стабилизацию экономики, сколько на улучшение ее управляемости в условиях кризиса. Просто слово «стабилизация» не совсем точное. Оно, скорее, означает необходимость вытягивания «полумертвой» экономики из ямы, а в нашем случае мы имеем нормальную экономическую модель, которой пока приходится функционировать не в самой благоприятной макроэкономической среде. 

В тот момент, когда начали снижаться наши доходы, сразу появились лозунги: давайте мы оставим социальную сферу и займемся только экономикой. Эти мысли озвучивались в надежде, что деньги, которые удастся сэкономить на поддержке наиболее уязвленных слоев населения, можно будет пустить на более «полезные» вещи. Но Президент достаточно четко сказал: этому не бывать. Ведь те деньги, которые уберешь из социальной среды, потом придется увеличить в 10 раз, чтобы вернуть ей стабильность. Поэтому меры, которые есть в Указе № 78, подтверждают незыблемость прежнего курса.

Важный момент Указа № 78 — это валютное обслуживание. Мы от других стран-соседей ныне очень выгодно отличаемся тем, что по своим долговым обязательствам платим сполна и вовремя. Поэтому в документе определенным образом прописывается, какой должна быть дисциплина и каким образом нам организовать исполнение наших обязательств. А последний блок посвящен обеспечению неприкосновенности собственности. Обычно этот момент у нас подается в такой своеобразной трактовке — все имеют в виду частную собственность. Но здесь говорится о госсобственности, о том, что она является достоянием государства и необходимы гарантии защиты этой собственности. 

Петр ЛАВНИКОВ, председатель СПК «Октябрь» Мстиславского района:

— Известная азбучная истина: повышай качество продукции, снижая затраты и себестоимость, и на выходе получишь неплохую экономику. Главное – не стой на месте, двигайся и в полном смысле слова – вкалывай. Потому что копейка никогда, особенно сельчанину, просто так не давалась. Все это знают, но на деле далеко не у всех получается. Вспомните минувшее лето. Резко, внезапно и существенно нанести ущерб растениеводству могут только такие стихийные бедствия, как ураган, смерч или страшная буря. Этого не было, поэтому сетования многих на жару и засуху не всегда объективны. Если четко соблюдать технологический процесс, то даже при отклонении от обычных погодных условий потери не будут  существенными. Думаю, это в полной мере сочетается с требованием Президента о прибыльной работе предприятий при надлежащем качестве управления и снижении себестоимости продукции. Другое дело – 25 процентов или другая цифра? Это все очень индивидуально. Но в любом случае снижение себестоимости – прямой путь к повышению прибыли хозяйства. И для нас главное здесь – строжайше соблюдать технологии всего и вся, получать более дешевые корма, грамотно вносить удобрения и тому подобное. Я сказал что-то новое, неизвестное? Нет. Все всё знают. Тогда чем объяснить то, что хозяйства, работающие в одинаковых условиях, получают совершенно разный финансовый результат?  Это как раз и говорит о качестве управления активами предприятия и людьми.  

Василий ХАМЕНОК, директор ОАО  «Полоцкий комбинат хлебопродуктов»:

— Суть основных положений Указа Президента  — поиск и использование внутренних ресурсов страны в целом и каждого субъекта хозяйствования в частности. Предметно определены конкретные задания. Руководство Витебщины решилось на довольно смелый и очень ответственный шаг:  на базе нашего и Оршанского комбинатов хлебопродуктов, Витебского мясокомбината и  Глубокского комбикормового завода продолжается работа по созданию  крупнотоварных интегрированных агропромышленных структур, объединяющих в одно юридическое лицо производителей, переработчиков и торговую сеть. Проще говоря, конкретное выстраивание  производственной цепочки от поля до прилавка. Цель  — оптимизировать затраты, поделить заработок промышленности с сельчанами. По сути, это реальное реформирование. Что это даст? При грамотном ведении дела это позволит выйти на высокую  конкурентоспособность за счет более низкой себестоимости продукции, снижения затрат, оптимизации денежных потоков. Чего и требует Указ Главы государства. Причем ресурсы сосредотачиваются в одних руках, в частности, в руках перерабатывающей промышленности, которая сегодня наиболее экспортоориентированная. 

benko@sb.by

germanovich@sb.by

Не отсиживаться, а идти вперед


МЫ были и остаемся социально ориентированным государством. Несомненно, это основной посыл документа. Главным приоритетом Беларуси является человек, поддержка семьи, детей и стариков. И здесь особенно важны экономические факторы. Но из девяти важнейших параметров прогноза на 2015 год выполнено только четыре: индекс потребительских цен, энергоемкость ВВП, рентабельность продаж в промышленности и внешнеторговое сальдо. Явно недостаточно.

В новом Указе, кроме поручений Правительству и местным властям, четыре ключевых блока — активное внедрение отечественных технологий, раскрепощение деловой инициативы, финансовая поддержка и кредиты, персональная ответственность. Так, председатели районных исполкомов теперь будут непосредственно отвечать за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельхозорганизаций.

Да, отсиживаться, пережидая мировой финансовый кризис, сегодня весьма непродуктивно. Теперь диктуют обстоятельства — необходимо развиваться, идти вперед, сочетая передовой зарубежный опыт и лучшие достижения собственной экономической модели. По объективным причинам наша страна не относится к категории экономических тяжеловесов, но может выиграть за счет маневренности, в том числе и системы госуправления. Глава государства поручил Совету Министров совместно с Администрацией Президента и Государственным секретариатом Совета Безопасности до 1 июня внести предложения по сокращению функций госорганов и их оптимизации.

Тем более социальный груз – ноша нелегкая, но именно в этом и заключается особенность белорусской экономической модели. Придется напрячься и создать в текущем году не менее 50 тысяч рабочих мест, на четверть сократить себестоимость продукции, разгрузить затоваренные склады, а там зависла продукция на 35 триллионов рублей. Да не за бесценок, а, естественно, с выгодой. Еще заниматься бизнес-планированием, искать и находить инвесторов. 

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter