Как в стране развивается сеть платных магистралей

Не выходить за рамки

В Беларуси протяженность таких магистралей — 1787 километров. Дорожные артерии отвечают современным требованиям, они удобные и безопасные. За качество нужно платить. Это требование распространяется на все транспортные средства, кроме легковых автомобилей с общей массой менее 3,5 тонны, которые зарегистрированы в странах Евразийского экономического союза. Контроль за соблюдением порядка проезда по платным дорогам осуществляет Транспортная инспекция, которая работает круглосуточно.


Сажусь в салон специально оборудованного микроавтобуса с синими маячками. Это рабочее место специалистов инспекции. Спереди на приборной панели расположен монитор. Еще одно дублирующее устройство находится сзади. На мониторы выводится информация о всех транспортных средствах, которые попадают в поле зрения системы. Сведения о нарушителях передают двумя способами: данные аккумулируются в ЕТС-системе и переадресуются специалистам инспекции, которые находятся на линии, либо специальная антенна на крыше автомобиля Транспортной инспекции считывает информацию с бортового устройства проезжающей мимо машины.

Наш пункт назначения — пересечение основной автомобильной магистрали М-1/Е30 с автодорогой М-2.

— Вот фура с белорусскими номерами — проезд оплачен. Мимо проезжает авто из Польши, у него также установлено бортовое устройство, плата за проезд производится без нарушений, Сергей Лухверчик, сотрудник Транспортной инспекции, показывает на мониторе последние данные. — На экране загорается красная строка — зафиксировано нарушение. На большегрузе российские номера. На мониторе видно, что водитель подъезжает к Дзержинску. Специалисты Транспортной инспекции поясняют: остановить абсолютно всех нарушителей на дороге физически невозможно. На основных путях передвижения дополнительно работают мобильные экипажи инспекции — беспрепятственно пересечь границу Беларуси нарушителям не удастся.

— Если оплата произведена не полностью, например, из-за неверно указанного количества осей, или же используется бортовое устройство другой машины — компенсационная плата для легковушки составит 50 евро, для фуры — 130. Если автомобиль поймают без оплаты либо без бортового устройства — вдвое больше, — отмечает Анатолий Каспаревич, заместитель начальника Транспортной инспекции по Минску и Минской области.

С какими нарушениями чаще всего сталкиваются сотрудники Транспортной инспекции? Использование бортовых устройств других машин, декларирование не всех осей. Такое отступление от установленных правил будет трактоваться как неполная оплата. Например, некоторые ушлые организации берут одно бортовое устройство на несколько авто. Но такой обманный прием сразу же обнаружат.

Заезжаем на стоянку для отдыха. Один специалист отслеживает данные на мониторе, в поле зрения другого — рядом стоящие на парковке большегрузы, которые следует проверить на полноту оплаты проезда. Это профилактическая мера, которая позволяет инфомировать водителя о возможном нарушении при дальнейшем выезде на платную дорогу. Останавливаемся возле красной фуры. На машине российские номера. На лобовом стекле виднеется бортовое устройство.

— Работаю на фуре 2 года, — признается водитель Виталий. — Сам из Беларуси, везу груз из России в Италию. С платными дорогами я сталкивался в основном за границей, и там они, как правило, хороши, наши не хуже. Вот в России платная не всегда означает хорошая. Там на ночь я даже не рискую останавливаться на обычной парковке, только на платной. Мне нравится, что я сам выбираю оптимальный маршрут исходя из критериев скорости и качества.

В Беларуси автоматическая система оплаты заработала в августе 2013 года. Принцип следующий: на каждый автомобиль заводится специальный счет, с которого списываются средства и который нужно пополнять владельцу автомобиля. На лобовом стекле машины размещается специальное оборудование — устройство электронной оплаты. На платных участках дорог установлены станции сбора платы, начиненные электроникой. К ним крепится специальное оборудование, которое связывается с устройством в машине. В нашей стране установкой и обслуживанием системы оплаты занимается австрийская компания Kapsch TrafficCom AG, получившая признание в европейских странах.

— Владелец автомобиля, с которого взимается плата, должен зарегистрироваться в электронной системе платных дорог. Это можно сделать в пунктах обслуживания клиентов, которые обычно установлены рядом с заправками. Водитель получает бортовое устройство. Регистрация в системе бесплатная, но за устройство нужно будет внести залог: 20 евро — для легковушек и 50 — для грузовиков, — рассказывает Анатолий Каспаревич.

В конце прошлого года протяженность платных дорог увеличилась за счет присоединения нового участка на автодороге М-6. В систему было включено 62 км белорусских дорог на участке Минск — Гродно — граница Польши (Брузги).

Специалисты инспекции говорят, что зачастую водители ссылаются на то, что нарушают, мол, по незнанию.

— А чем еще нарушители могут оправдаться? Только тем, что их не предупредили! Въезжая в страну, нужно изучить ее законы, — подчеркивает Анатолий Каспаревич. — Кто-то, приехав в Беларусь, ничего не знает об электронной системе платных дорог, а кто-то пытается ее обмануть.

За нарушение в любом случае нужно отвечать — внести плату в увеличенном размере. Автомобили оперативного назначения оснащены банковским терминалом, принимающим карточки международных платежных систем. В машине на принтере распечатывается комплект нужных документов.

В целом сотрудники инспекции отмечают: водители последние годы все же стали более дисциплинированными, нарушений фиксируется меньше.

Счет на километры

Во Франции почти все автомагистрали платные. Раскошелиться придется за проезд по некоторым мостам и тоннелям. 221 километр магистрали А1 Париж — Лилль на легковом автомобиле будет стоить около 17 евро. В Испании оплачивать нужно лишь определенные маршруты. Как правило, это частные дороги. Проезд на легковом авто по магистрали АР-1 Бургос — Арминьон (84 км) составит около 13 евро. В России протяженность платных дорог к 2024 году составит 4,67 тысячи км, что на 60% больше показателя 2017-го. В зависимости от времени суток и дня недели проезд по новым дорогам, например, от Москвы до Санкт-Петербурга, обойдется от 11 до 21 евро.

МНЕНИЕ

Юрий Супранович, начальник управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:

— Среди многочисленных задач Транспортной инспекции — контроль за осуществлением автоперевозок грузов и пассажиров по территории нашей страны. Здесь основное внимание уделяется выполнению перевозчиками требований законодательства по соблюдению весогабаритных параметров транспортного средства, функционированию разрешительной системы.

Собственникам транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, которые нарушили правила пользования платными дорогами, на почту придет требование о внесении в республиканский бюджет платы в увеличенном размере, произвести которую можно в течение 30 дней после составления акта нарушения. В случае неуплаты наложенных платежей сумма взыскивается в принудительном порядке. Кстати, с каждым годом таких случаев все меньше. Сейчас наблюдается и тенденция к снижению количества нарушений, выявленных у пользователей платных дорог, чьи автомобили зарегистрированы на территории нашей страны (на 35% меньше, чем в 2018 году), — этот факт говорит о формировании положительного поведения на дорогах.

В перспективе сеть платных дорог будет расширяться. Ожидается реконструкция дорог М-7 и М-3. Транзитная и логистическая привлекательность страны напрямую связана с состоянием автолиний, в том числе за счет производимой платы за проезд по платным трассам осуществляется их ремонт и модернизация. Для добросовестных пользователей платных автодорог проезд всегда будет быстрым, беспрепятственным, комфортным и удобным.

kristinahilko@sb.by

Фото из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter