Своих зрителей коллектив пригласил на очередную премьеру комедии «Чайка» по пьесам Антона Чехова и Бориса Акунина, предпринявшего в свое время дерзкий постмодернистский эксперимент, предложив считать самоубийство несчастного, но, видимо, талантливого Кости Треплева убийством. Премьера «Чайки» проходит в Летнем дворце СХТ — на атмосферной площадке в тихом центре Минска в Войсковом переулке, что придает зрелищу дополнительную чеховскую ауру и напряженность.
Новая «Чайка» в постановке Ушакова — настоящий камерный детектив в замкнутом пространстве в духе «Чисто английского убийства». Не выходи из комнаты, не совершай ошибку: вдруг за дверью притаился убийца? Актеры играют с юмором, порой отпуская эмоциональные вожжи. И пусть герои Владимира Воронкова, Виталия Новикова, Виолетты Сарвировой, Дениса Дудинского, Юрия Ярошика, Елизаветы Ильевской, Анастасии Ушаковой и других далеки от привычных чеховских образов, это новаторство заложено в самой концепции проекта.
На премьере СХТ «Чайка» зрителям предлагают принимать активное участие в происходящем.Некогда в Минск продолжение «Чайки» привозил театр «Школа современной пьесы» в постановке художественного руководителя Иосифа Райхельгауза. У Ушакова собственное прочтение. На сайте «Чайка» названа первым digital‑спектаклем в Беларуси, что подразумевает интерактивное участие зрителей. Пожалуй, в этом амбициозном заявлении есть некоторое преувеличение — интерактив давно в тренде. А вот что действительно правда, «Чайка» в СХТ — наверное, единственный спектакль в Минске, перед началом которого режиссер просит не выключить мобильные телефоны, а включить. Ушаков делает это с известным изяществом и деликатностью.
Видно, что все участники процесса получают от происходящего настоящее удовольствие. Тут все зыбко и иронично, особенно во втором действии. Все игра и мираж. Ни в чем нельзя быть уверенным. Для режиссерского почерка Владимира Ушакова свойственно стремительное, почти импрессионистское начало… Он не режиссер‑диктатор, ему важны соучастие и вовлеченность всех актеров. Качественная импровизация, неожиданная интонация и жест режиссером только приветствуются. Для него спектакль — не застывшая форма, не бездушный слепок, а кипящее варево страстей. Он провоцирует актеров на то, чтобы они становились новыми и неожиданными.
Спектакль получился бойким и озорным. Порой кто‑то из актеров теряет эмоциональное состояние и «зерно роли», но потом спохватывается. Главное, что зрители полностью вовлечены в детективную интригу. И нельзя с точностью сказать, на чьей стороне их симпатии… Переживаешь за каждого героя в отдельности. «Чайка» — спектакль‑праздник, человеческая комедия, карнавал с бесконечной сменой масок. По субъективным впечатлениям, происходит действие в не совсем чеховскую эпоху, а где‑то вне времени и пространства. Уж слишком легкомысленные пиджаки здесь у персонажей Виталия Новикова или Дениса Дудинского. «Я бы такие не взял», — скажет ревнитель чеховских традиций и будет не прав.
Добрый зритель в 9‑м ряду.