Как изменилась торговля на «Комаровке»

Не всякому фартит в базарный день

Многие из нас, соблюдая меры безопасности, отказались от традиционных походов за продуктами в магазин или на рынок и перешли на онлайн-доставку. В Минске такой формат коммуникаций с потребителем стал настолько востребованным, что компании, занимающиеся этим, периодически не справляются с наплывом клиентов и экстренно увеличивают штат работников. Но есть незыблемый закон экономики: если у кого-то прибыло, значит, где-то убыло. Корреспонденты «СГ» побывали на Комаровском рынке и посмотрели, как новые реалии отразились на жизни здешних продавцов. 


ПЕРВЫМ делом отправляемся на сезонный рынок. Даже для буднего дня людей совсем немного. На торговых рядах полно свободных мест, особенно там, где обычно располагаются фермеры из регионов. Однако некоторые решились привезти продукцию. Знакомимся. Александр Циунели представляет фермерское хозяйство из Смолевичского района. На Комаровке торгует овощами: картофелем, помидорами, огурцами, редисом, чесноком. Говорит, с появлением коронавируса покупателей у него стало гораздо меньше, а выручка упала в среднем на 30 процентов:

— Если в выходные дела идут более-менее нормально, то в будние дни совсем плохо. И это притом, что цены, когда, например, возник ажиотаж вокруг чеснока, мы не поднимали. Пока что удается работать без убытков, но сейчас, знаю, многие фермеры не хотят торговать на Комаровке, так как определенные затраты неминуемы: нужно заплатить за перевозку и подготовку товара, продавцу, который его реализует. Это не всем по карману. 


В нескольких шагах от Александра разместилась точка, где представлена продукция питомника плодово-ягодных культур из Клецка. Сотрудник питомника Светлана в разговоре с нами поясняет, что сейчас идет сезон посадки плодовых деревьев, однако в последнюю неделю продаж было совсем немного:

— Основной период продажи саженцев — неделя после Пасхи. Народ начинает чаще ездить на дачи и заниматься там различными посадками. Ситуация с коронавирусом внесла свои коррективы. Раньше люди приходили и за советами, и просто пообщаться, а сейчас человек идет только для того, чтобы купить определенный саженец и сразу же пойти домой. Но скажу определенно: если бы не было покупателей, мы и не приезжали бы — невыгодно. А пока держимся.



Направляемся на крытый рынок, чтобы выяснить, как обстоят дела там. У самого входа торгует копченостями и соленым салом Наталья Жигировская. Продавец не скрывает, что из-за пандемии потеряла больше 50 процентов привычной выручки:

— У меня основная масса покупателей — россияне, которые возвращаются из санаториев или просто приехали посмотреть Минск. Есть и те, кто целенаправленно идет на Комаровку, чтобы затариться именно у меня, причем на солидную сумму. Но, увы, из-за того что границы сейчас закрыты, этих, практически уже постоянных, клиентов я потеряла. Да и в целом трафик людей на рынке снизился примерно на 60 процентов. 

И все же оптимизма не теряет: «Пока ситуация не критическая, но надеюсь, что в скором времени все устаканится и начнем потихоньку выходить на привычный уровень работы. Пережили свиной и куриный грипп — переживем и коронавирус».

Почти в таком же положении оказалась и продавец свежего мяса Наталья Пинчук:

— Раньше у меня закупались большими партиями кафе и рестораны, но у сферы общепита по понятным причинам кризис, выручка заметно стала провисать. По торговле в розницу дела обстоят немного лучше. Понимая всю ситуацию, сделали небольшие скидки: свиную шею продаем по 12 рублей, филе — по 10,5, таз — по 8,5, лопатку — по 7,5. Люди приходят. Сегодня, к слову, мои постоянные клиенты, которые обычно брали по 1—2 килограмма, покупают сразу 4—5 килограммов, чтобы минимизировать посещение общественных мест. Все меры предосторожности соблюдаем: регулярно протираем дезинфицирующими средствами прилавки, обрабатываем руки, носим маски. Мы не меньше других переживаем за свое здоровье. 

За дезинфекцией застаем одного из главных старожил Комаровки — индивидуального предпринимателя Михаила Сукало, который торгует здесь бараниной больше 30 лет. Он тщательно протирает руки спиртовым раствором и говорит:

— Больше переживаю за своих покупателей, среди которых немало пожилых людей, я-то еще молодой — 71-й год пошел. Конечно, выручка упала. Рестораны закрываются, у меня сейчас только одно кафе закупается. Но ситуация пока не критическая, люди приходят, ведь баранину покупают для детей, аллергикам ее советуют. Хотя с каждым днем народа на рынке все меньше и меньше. Посмотрим, что будет дальше, пик, говорят, еще впереди. 

Продавец Елена Гайнуса.

А вот у Елены Гайнусы, продающей курицу от фермера из Смолевичского района, в отличие от коллег по торговому цеху, дела идут:

— Я уже 25 лет работаю на курином ряду, поэтому, что бы ни случилось, мой клиент ко мне всегда придет. Они на 100 процентов уверены, что со мной все в порядке и товар качественный. 80 процентов постоянных покупателей — люди, кому за 60. Так вот, они как шли, так и идут. Правда, теперь сразу стараются купить побольше и надевают маски. А вот оптовых покупателей в лице кафе и ресторанов потеряла. Но при этом цены не поднимали, хотя они и так у нас немного ниже средних по рынку. 

И для пасечников непростые времена. Хотя казалось, что на волне популярности лимона, имбиря и чеснока должна вырасти также продажа меда. На деле иначе. Ольга Павловская, которая вместе с мужем держит 200 ульев в Мостовском районе, делится:

— Количество покупателей упало, процентов 30—40 выручки мы потеряли, но не хочу в этом винить только коронавирус. У нас ведь много клиентов преклонного возраста, а сейчас они все перебираются на дачи. Плюс была не самая хорошая погода, что не располагает к походам по рынкам. Мед в среднем стоит 20 рублей за килограмм, цены мы не поднимаем принципиально. Ведь сами производители, так что работаем пока не в убыток. 

Пасечник Ольга Павловская.

Несмотря на трудности, по словам начальника службы организации рыночной торговли Комаровского рынка Анжелы Баранович, количество продавцов от фермерских хозяйств не уменьшилось:

— Все, кто из года в год торгуют на Комаровке, подали заявление на новый сезон. Правда, некоторые перенесли срок аренды с середины апреля на начало мая, мотивируя это не самыми благоприятными погодными условиями. На данный момент на сезонном рынке выкуплены все места, за исключением тех, что предназначены для определенной категории граждан (им предоставляются на безвозмездной основе). Люди ждут лучшего момента для торговли. Например, саженцы и цветы, которые к холоду устойчивы, можно продавать сейчас, а вот рассаду пока покупать не будут: еще холодно, чтобы ее высаживать. 

Что касается цен, то Анжела Борисовна уверяет, что администрация рынка постоянно следит за этим и незамедлительно пресекает все попытки их необоснованного повышения: 

— Три раза в неделю мы устраиваем мониторинги, после чего всю информацию передаем в МАРТ и главное управление потребительского рынка Минского горисполкома. Все на строгом контроле. Если кто-то пытается необоснованно поднять цену, проводим разъяснительную работу: говорим, что делать этого не стоит и нужно вернуться к ценам, которые были в начале апреля. Пытаемся адекватно общаться и убеждать людей, и, как правило, все идут навстречу. 

banny@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter