«Монастырь» для оступившихся

Не всякое слово к месту

Это неверно, что воспоминания из такой прекрасной поры, как детство, приносят только умилительные картинки. Случается, что иные из них возвращают к отнюдь не радостным событиям и переживаниям. Бывает, что одно-единственное слово, произнесенное, на наш взгляд, неуместно, способно породить противоречивые чувства. Так было и со мной, когда смотрел на одном из российских каналов очередную передачу-шоу «Три аккорда». Напомню, что в этой передаче идет творческое соревнование артистов, традиционно (иногда с большой натяжкой) относящееся к шансону. Не стану оценивать уровень самой программы. Я о том самом единственном слове. 


Оно вылетело у одного из членов жюри, когда он комментировал исполнение песни о жизни блатных. Дескать, певцу не удалось воссоздать романтику этой самой жизни.

Стоп! Есть даже целая передача на канале «Культура» под названием «Романтика романса», которую ведет с партнерами очаровательная Екатерина Гусева. Можно вести разговор о романтике разных сторон нашей жизни, но говорить о романтике преступного мира как-то не принято. И есть ли она?

Теперь о тех картинках из детства. Вот я стою у калитки, а мимо проходит парень с соседней улицы по имени Жора. На него жутко смотреть! Лицо все в потеках и разноцветных синяках, глаза заплыли, и их почти не видно. Он, похоже, участвовал в какой-то драке, то есть воровской и бандитской разборке. О парне ходила такая молва. Жора вовсе не мой приятель, но мне становится его жаль. Нельзя так уродовать человека!

Другая картинка. Соседи, живущие через дорогу, прощаются с сыном, которого привезли из морга. Этого 30-летнего красавца-богатыря зарезали бандиты недалеко от вокзала. Нанесли 26 ножевых ранений. За что? Почему? Какая разница… Мать, стоя у гроба, теряет сознание…

Таких примеров из моего послевоенного Бобруйска можно привести множество. Какая уж тут романтика! Заметил, что когда прозвучали эти слова на упомянутой передаче, один из членов жюри, а именно Александр Новиков, иронично сложил губы. Уж он-то хорошо хлебнул этой романтики, когда отбывал шесть лет в одной из колоний. Теперь он уважаемый композитор и певец. 

Я и сам немало слышал о жизни зэков. Многие парни из нашего района, вернувшись после очередной ходки, рассказывали о том, что происходило в тех стенах. Стукачество, подставы, разборки и преступления. Говорили без гордости о такой «романтике», скорее с отвращением. Говорить говорили, однако вновь и вновь возвращались туда. Не все, но многие. Слишком порочен этот круг. Трудно из него вырваться.

По дороге на Браславщину я часто проезжаю мимо красивого и спокойного озера в Глубоком, где на берегу расположился старинный монастырь. Теперь здесь исправительное учреждение для особо опасных преступников. Однажды довелось побывать внутри. Я как член республиканской информационной группы выступал перед коллективом местного мясокомбината, и меня попросили выступить еще и перед охранниками того самого учреждения. Не вопрос. В небольшом зале собралось человек 30. Я говорил о разном, в том числе и о веселом. Но с некоторым удивлением заметил, что ни разу улыбки не озарили лица этих молодых людей. Когда сказал об этом их начальнику, тот ответил, что это профессиональное состояние. В этих стенах всегда следует быть начеку. Может случиться всякое…

Есть еще один аспект этой проблемы. Время от времени вспыхивают дискуссии об использовании мата в нашей жизни, в литературе, на телевидении. Для меня лично этот вопрос закрыт раз и навсегда. У нас это во многом связано с той грубостью, с которой мы сталкиваемся в детстве и юности. Но ведь выросли уже! Многие из нас получили неплохое образование. Так неужели нельзя обойтись без ругани и вульгарности?

По натуре я человек любопытный и наблюдательный. И вот интересный вывод… Мы можем самое разное говорить о нашей молодежи, но она в основном матерится меньше, а то и вовсе в большинстве своем обходится без этой самой вульгарщины. В интернете полно так называемых дворовых песен. Это мы, более взрослое поколение, отдавая дань ностальгии по ушедшей юности, послушаем «Мурку» или что-то похожее. А наши молодые люди предпочитают другую музыку и песни. И не следует голосить на тот счет, что, дескать, так разрывается связь поколений. Тут все логично, как и должно быть. Главное, чтобы прежней оставалась наша духовная связь. Чтобы такие понятия, как патриотизм и любовь к Родине, продолжали естественным образом передаваться от старшего поколения к следующим на генетическом уровне. Мне думается, что в этом и есть высшая романтика.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter