Не всякая сборка одинаково прибыльна...

Хочешь обеспокоить  белорусского экономиста — напомни ему про внешнеторговое сальдо...

Хочешь обеспокоить  белорусского экономиста — напомни ему про внешнеторговое сальдо. Оно у Беларуси по ряду объективных причин стабильно отрицательное в последние годы. Впрочем, беспокойства по поводу отрицательного баланса импорта и экспорта весьма не однозначны. Скажем, большинство стран Западной Европы уже который год успешно живут с отрицательным торговым балансом. И неплохо себя чувствуют. Просто развитые страны сконцентрировались на экспорте не продукции, а технологий и капитала, вынося производства в третьи страны. О создании сборочных производств белорусских предприятий в Сибири шла речь на переговорах, которые проходили в рамках Национальной выставки Беларуси в Красноярске.

Организация производств и инвестиции в зарубежные филиалы — один из факторов, который может надежно восстановить равновесие белорусского счета текущих операций. Выровнять ситуацию сугубо товарными потоками навряд ли возможно: в отечественной продукции около 60 % затрат приходится на импортное сырье. А ресурсы сегодня дорожают стремительно, как и транспортные тарифы. Рост затрат на доставку значительно сокращает транспортное плечо, при котором экспортируемая продукция остается конкурентоспособной по цене. Поэтому одна из стратегий мировых лидеров рынка — приближать производство к потребителю.

Впрочем, такая технология не нова. Цепочка действий по «захвату» внешних рынков неоднократно описана в классических учебниках по экономике. Сначала осуществляются прямые поставки продукции, потом на чужой территории организовываются торговые дома или другие предприятия (как правило, совместной формы собственности). Следующий этап — организация сборочных производств и освоение выпуска комплектующих. Впрочем, без поставки местных частей на конвейер сборочное производство само по себе сложно сделать более рентабельным, чем материнское.

Это показал опыт некоторых сборочных производств белорусских машиностроителей. Например, стоимость доставки тракторо- и машинокомплектов в Азербайджан приблизительно идентична транспортировке в эту страну готовой техники. Впрочем, «отверточную сборку» большинство транснациональных корпораций рассматривает лишь как начальный этап «производственного» проникновения на чужой рынок. Скажем, японцы изначально закладывают в бизнес-план, что иностранные филиалы должны фиксировать прибыль только через десять лет после своего основания. Именно столько времени требуется, чтобы «дочка» могла финансово крепко стать на ноги.

Словом, организация производств за границей — перспективное направление развития предприятия. Но трансформация из национального экспортно-ориентированного производителя в транснациональную корпорацию — путь достаточно долгий и тернистый. И требует детальной проработки. Особенно в России. Ибо рынок продукции машиностроения восточного соседа сегодня переживает весьма противоречивые тенденции.

Сегодня в России спрос на технику увеличивается стремительно. Рост цен на газ и нефть дает стране и дополнительные доходы, и возможность активно инвестировать в обновление основных фондов других отраслей, компенсируя «застой» этой деятельности в 90-х—начале 2000-х. Российский машиностроительный комплекс оказался не готов к такому неожиданному развитию событий. Скажем, на рынке грузовой техники в РФ образовался достаточно серьезный дефицит, который с трудом компенсируется даже за счет импорта.

Казалось бы, ситуация благоприятствует развитию экспорта белорусских предприятий. Однако широкий пролив, открытый ныне для наших производителей, изобилует рифами и мелями. Быстро растущий рынок таит в себе весьма многочисленные риски. И прежде всего — в организации качественной дилерской сети. Найти партнера-продавца в России не проблема. Быть представителем завода-изготовителя в таком динамично развивающемся регионе, как Красноярский край, — дело высокорентабельное, приносит быстрые деньги. Этим видом коммерции готовы заниматься многие бизнесмены. Однако далеко не со всеми из них сотрудничество является эффективным в долгосрочном периоде.

Уже сегодня в России активизируются западноевропейские компании. Не дремлют и китайские производители, особенно в сибирском и дальневосточном регионах. Наращивают мощности и местные машиностроители. Рано или поздно спрос и предложение сравняются. В этом-то и кроется проблема стратегического развития товаропроводящей сети (ТПС). Одно дело, когда дилер или СП успешно работает в условиях дефицита предложения, и совсем другое — при наличии конкуренции. Разряженность рынка далеко не всех дилеров заставляет развиваться, организовывать бесперебойный сервис, поставки запчастей и заниматься стратегическим планированием, улучшая его качество, проводить комплекс маркетинговых мероприятий…

Видимо, нечто подобное начинает происходить и на красноярском рынке. Сегодня наша техника успешно продается в крае. Как отмечают местные дилеры белорусских производителей, они могли бы и увеличить объемы продаж. Основная проблема: белорусские заводы квотируют поставки…

На Национальной выставке была представлена широкая линейка продукции нашего машиностроительного комплекса. Но подавляющее большинство экспозиционной техники было уже продано. Поэтому некоторые посетители уходили разочарованными. Впрочем, как оказалось, из Беларуси не совсем четко просматриваются чаяния сибирских покупателей. Те же лесозаготовительные машины очень интересуют красноярских потребителей. На выставке достаточно подробно рассказывали об их преимуществах. Одни из главных потребительских ценностей наших харвестеров и форвардеров — высокая проходимость в болотистой местности и колесная база, которая в отличие от гусеничной позволяет свободно передвигаться по шоссейным дорогам к делянкам.

Сибиряки слушали, уважительно кивали и… пожимали плечами. Когда лесозаготовительная машина не вязнет в болоте — это вызывает уважение к конструкторско-инженерной мысли разработчиков. Но на берегах Енисея такая «опция» не нужна: в крае нет болот — тайга. А в бескрайних сибирских лесах и асфальтовых-то дорог немного. Впрочем, от этого белорусская техника не стала хуже. Просто на этом рынке необходимо позиционировать другие ее преимущества. А возможно, создавать модификации, адаптированные под особенности местного рынка. Увы, судя по некоторым наблюдениям, глубокие маркетинговые исследования в Красноярске навряд ли кто-либо из дилеров проводил.

В такой ситуации инвестировать в сборочное производство достаточно рискованно. Чтобы наладить полноценный выпуск сложнотехнического продукта (а не отверточную сборку) необходимы значительные вложения в оборудование, обучение персонала… А они оправданны только при существенных объемах выпуска. Достичь же их возможно лишь при серьезном освоении рынка. Например, один из белорусских производителей сложной техники отметил: открывать производство за пределами республики для него выгодно только при объемах выпуска не менее 8 тысяч единиц. Это уже доказано на практике: сборочное производство организовали в одном из регионов европейской части России и ожиданий оно пока еще не оправдало.

Да, руководство Красноярского края готово рассмотреть аналогичный проект, заинтересовано в создании СП… Но насколько это интересно для белорусской стороны? Сегодня наше предприятие держит около 30 % своего профильного красноярского рынка, но поставки в край ограничиваются 100 единицами. Основная проблема у этого отечественного производителя — рост цен на металл. Вот если бы создать СП с российским предприятием, которое обладает доступом к сырьевым ресурсам… Но таких предложений пока не поступало.

А вот с мебелью несколько другая история. Например, «Пинскдрев» за 5 месяцев этого года экспортировал в Сибирский регион продукции приблизительно на 5 миллионов долларов. Предприятие «Лидская мебельная фабрика» выставило свою продукцию в Красноярске впервые. Но весьма успешно. Экспозиционные гарнитуры были мгновенно приобретены местным салоном мебели, который, видимо, в будущем будет дилером лидского предприятия. Казалось бы, наладить совместное производство мебели в Красноярском крае, богатом древесиной, — хорошая идея. Но белорусские мебельщики к этому пока не стремятся. Говорят, что внедрить свои технологии на новом месте — процесс кропотливый и долгий. Пока выгоднее осуществлять поставки в Сибирь готовой продукции.

Сам собой напрашивается вывод: чтобы всерьез и надолго осваивать импортные рынки, необходимо развивать технологии их освоения. В том числе и методики выбора наиболее оптимального коммерческого партнера на «чужой» территории. Так сказать, на перспективу, чтобы контрагент имел возможность предложить что-либо большее, чем простая реализация продукции в регионе…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter