Белорусской экономике необходим инновационный путь развития

Не всегда собирать чужое лучше, чем производить свое

Продукт, созданный одним из белорусских предприятий на основе нанотехнологических принципов переработки молочного сырья, занимает свое место на полках магазинов — в одной кружке этого особого напитка полезных веществ столько, сколько раньше было в трех. Теперь никакой протеиновый шейк нам не нужен. Трудно предположить, насколько он полюбится потребителям, но идея, заложенная в создание производства продукции повышенного функционального назначения, которой раньше не существовало нигде в мире, действительно прорывная. Радует, что ее генерировали белорусские умы, ведь, признаемся, порой собственных ноу-хау так не хватает. Судите сами: удельный вес инновационной продукции made in Belarus, новой для мирового рынка, в общем объеме отгруженной составляет 0,6 процента. 


Более того, ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов утверждает, что в некоторых отраслях мы пошли по пути так называемой псевдомодернизации — расширения линейки продукции на базе устаревших технологий. Самое опасное в том, что многие считают это достижением прогрессивной мысли. Отсюда и не совсем корректный вывод о высокой доле организаций, которые осуществляют затраты на технологические новшества, доходящей до 28 процентов в общем количестве обследуемых предприятий. Несколько преломленное представление сложилось и о значительном удельном весе в объеме отгруженной действительно инновационной продукции.  Хотя в прошлом году он занял лишь 14,2 процента и снизился к уровню предыдущего на 3,6 процента.

Любопытно, что всего два года назад Беларусь входила в 50 самых инновационных стран мира. Однако в прошлом году эксперты Bloomberg отвели ей шестидесятую позицию. На снижение индекса повлияли невысокая интенсивность НИОКР (расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП) и производительность — объем ВВП в пересчете на час рабочего времени. Конечно, можно любой из ранжированных индексов рассматривать только лишь как некую статистическую «забаву» международных экспертов, как игру цифрами. Но для потенциальных инвесторов это индикатор состояния технологического уровня, который придает им уверенности, что страна, куда они намереваются вкладывать собственные средства, находится на инновационном пути развития. Безусловно, для поддержки «тонуса» белорусской экономики на должном уровне Правительство должно постоянно работать в данном направлении, оперативно определяя приоритеты развития и придерживаясь мировых тенденций.

К сожалению, внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентном соотношении к ВВП на протяжении 2005—2013 годов оставались на отметке 0,68—0,69. Что говорить о небольших предприятиях, когда один из гигантов отечественного сельхозмашиностроения — «Гомсельмаш», получив за три прошлогодних квартала более 5547 миллиардов рублей выручки (около 358 миллионов долларов), на исследовательские работы в год потратил всего около 77 миллиардов, или 5 миллионов долларов. Для сравнения: немецкий «Фольксваген» направил на исследования и разработки 9,5 миллиарда евро, или 4,9 процента к объемам продаж,  компания «Джон Дир» — 1,1 миллиарда, или 4,2 процента. Некоторые мировые корпорации на эти цели тратят и более 10 процентов от вырученных средств.

Большинству наших предприятий такие суммы и не снились.  «Замороженная» наукоемкость приводит к тому, что они иногда собирают чужое, а не создают свое. Что, впрочем, не так и зазорно. Отдельные специалисты полагают: в некоторых случаях выгоднее приобретать импортные комплектующие, технологии. Но так можно бесконечно дышать пылью бегущих впереди. Для мускулов отечественной экономики давно нужен энергетический шейк.

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter