Источник: Знамя юности
Знамя юности

Липовое золото и пластиковые жемчуга. Как предприимчивый владелец интернет-магазина разводит покупателей

Не все то золото, что блестит

Что объединяет грузчика и сотрудника водоканала из Минска с торговым представителем из Марьиной Горки и бухгалтером из Несвижа? Все они попались на уловку интернет-магазина – заплатили за дешевые побрякушки по 60 рублей. И, судя по количеству жалоб в сети, счет тех, кто себя называет обманутыми, идет уже на десятки.

Пластиковые сапфиры и псевдожемчуг

Минчанка Екатерина Артюкова достает конверт, в котором лежат порванная цепочка, серьги и кулон с пластиковыми «сапфирами», псевдожемчужный браслет:

– Это произошло в канун 8 Марта. Когда я была на работе, зазвонил мобильник. Девушка торжественным голосом обратилась ко мне по имени и поздравила: «Мы проводили розыгрыш шестиграммовой золотой цепочки среди клиентов интернет-магазина, и вам несказанно повезло!» Иногда делаю покупки на сетевых торговых площадках: недавно поливочный шланг на дачу брала, потом ведро для рыбалки мужу приобретала. Звонившая знала мои персональные данные: как меня зовут и где живу. Так что сомнений по поводу честности продавца не возникло. Одно но: чтобы забрать приз, нужно заплатить 59 рублей 70 копеек. Однако мне пообещали, что эти расходы с лихвой компенсируются подарками, которые будут в посылке: сережки и кулон с натуральным камнем (гранатом), сертификат на покупку в магазине на 360 рублей. Несколько раз переспросила: а цепочка точно золотая? На каждый из вопросов отвечали: да, конечно.

17 марта Екатерина пришла на почту за посылкой. Вскрыв пакет, ужаснулась: вместо ювелирных украшений – дешевая бижутерия, гранатовые камни оказались на деле крашеной пластмассой, на которой местами облезла краска. От благородного металла – одно название. На этикетке значилось: цвет «золото».

– Сразу же позвонила отправителю, чтобы вернуть эту «красоту», но по указанному на конверте номеру никто не ответил. Через несколько дней все же перезвонили и сказали, что согласно постановлению Совета Министров от 14.06.2002 № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», бижутерия возврату не подлежит.

На все возмущения о том, что покупатель ждала не дешевую подделку, а ювелирное изделие, консультанты отвечали одинаково: наш магазин не торгует драгоценностями, вы что-то перепутали, мы не обещали выслать вам золото.

– Но я прекрасно помню этот разговор, к тому же бижутерию не носила отродясь: у меня аллергия на дешевые металлы. Да уж, жизнь прожила, а так жестоко меня обманывают впервые. Никогда бы не подумала, что кто-то может вот так врать.

Всех, кому покажется, что человек, не отказавшийся от халявы, сам виноват в своей доверчивости, хочу спросить: а вы уверены, что смогли бы упустить солидный выигрыш? Честно признаться, не знаю, как повела бы себя я. Пусть это несколько наивно – верить в то, что фортуна вдруг улыбнулась, но настораживаться при каждом звонке мобильного и ожидать подвоха на каждом шагу тоже неправильно. «Неуважаемый ИП ***, верните мои деньги», «Повелась и обожглась», «Потерял 600 рублей», «Интернет-магазин *** обещает золотую цепочку, не верьте», «Спасибо, что предупредили. Сегодня чуть не согласился принять подарок» – такими жалобами пестрят сайты отзывов на товары и услуги данного продавца. Часть из них уже материализовалась в виде заявлений в Генпрокуратуру. Обращения направлены в территориальные органы, проводится разбирательство. А пока предприниматель спокойно работает, раз за разом получая по 60 рублей от новых клиентов, якобы сорвавших большой куш.

Решаю выяснить, кто этот смелый бизнесмен, который не боится ни закона, ни кармы. Оказывается, все необходимые формальности соблюдены: фирма зарегистрирована в сентябре прошлого года в отделе приватизации и регистрации субъектов хозяйствования Пинского горисполкома. Налоги выплачиваются исправно. Придраться не к чему.

Халявы не бывает?

Наталия Мазаник из Марьиной Горки тоже стала «счастливой» обладательницей набора побрякушек за 60 руб­лей. В свое время она много покупала в магазинах «на диване», поэтому ее ничуть не удивил звонок оператора:

Наталия Мазаник.
– Прекрасно понимала, что такое везение бывает редко, но уж очень хотелось в него поверить. Мне пообещали выслать две цепочки с золотым напылением, серьги, кулон, маг­нитный браслет и сертификат на 360 руб­лей на покупки в магазине. Правда, не сказали, в каком, – адрес сайта должна была найти в посылке. По факту оказалось, что в конверте лежали побрякушки, которые на рынке стоят по рублю, а сайта, где можно отоварить купон, так и не нашла. Но теперь и не ищу: чтобы воспользоваться им, нужно доплатить еще 80 рублей за активацию и 30 за пересылку. Признаюсь, я попалась.

Когда Наталия стала искать концы, то вышло, что позолоченной цепи никто не обещал, а о возврате денег даже речи не идет. Обиженная обладательница «приза» принялась собирать информацию о владельце магазина в сети:

– Ввела в поисковик название ИП и нашла десятки жалоб от таких же, как я. Написала замечание от своего имени, оставила номер телефона. Почти каждый день мне звонят «коллеги» по несчастью.

В одном из мессенджеров даже по­явилась отдельная группа: пострадавшие делятся советами по возврату денег, разрабатывают план действий.

Николай Езерский – один из немногих, кому предприниматель обещал вернуть 60 рублей. Такое везение объясняется просто – у Николая имеется диктофонная запись всех разговоров с оператором, включая первый:

Николай Езерский.
– Буквально за день до звонка установил на мобильник приложение, которое автоматически записывает разговоры. Так что у меня сохранились все обещания, которые мне давали на другом конце провода. Я сразу насторожился, когда меня поздравили с выигрышем. Несколько раз переспросил, смогу ли вернуть подарки и получить обратно деньги, если презенты окажутся дешевой подделкой, а не ювелирными изделиями. На что получил утвердительный ответ. Как только оператор кол-центра услышал запись со своими обещаниями (я включил ее во время беседы), сразу предложил вернуть деньги. Надеюсь, в ближайшее время получу их.

По следам Остапа Бендера

Если Николай, Наталия и Екатерина треплют нервы вот уже несколько недель, то Татьяна Березина из Несвижа – одна из последних получательниц «подарков». Она забрала их на днях:

– История, как я сейчас уже понимаю, стандартная. Позвонила барышня, обратилась ко мне по имени, словно давняя знакомая, и сказала: мол, вы делали покупку на нашем сайте, у вас есть шанс получить кучу призов. На что я с ходу возразила: никогда в жизни ничего не выигрывала, так что на ваш развод не поведусь. Но голос на другом конце трубки был настолько убедительный, что я засомневалась: а вдруг упущу свой шанс? В тот момент не решилась дать ответ. Чтобы меня дожать окончательно, оператор предложила перезвонить. Когда мы разговаривали во второй раз, я согласилась принять презенты. Мне даже не пришлось называть адрес. Мои персональные данные уже были в базе. Сейчас понимаю, что одно только это должно было насторожить.

Татьяна получила посылку, за которую отдала пол-аванса: липовое золото, пластиковые камни и сертификат на покупку совсем не в том магазине, в котором был обещан. Оказалось, адреса интернет-порталов отличаются всего одной буквой. Продавец, естественно, открестился от обещаний презентовать дорогостоящие ювелирные изделия и натуральные камни: «Что вы, Татьяна, вероятно, вы что-то перепутали. Наш магазин не торгует ювелирными изделиями. У нас только бижутерия».

Выслушав все истории, я поняла, что объединяет этих людей из разных уголков страны – все они совершали покупки в одном интернет-магазине: кто-то – поливочный шланг на дачу, кто-то – детскую игрушку, кто-то – товары для дома. Их данные хранились в одной базе, которой, похоже, завладел индивидуальный предприниматель, щедро рассылающий дешевую бижутерию под видом ювелирных украшений. Каким образом конфиденциальные сведения могли оказаться в руках того, кто решил заработать не совсем честным способом?

Заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома Андрей Бусло считает маловероятным, что телефонную базу могли украсть. Скорее всего, персональные данные, которыми владел оператор, были размещены в социальных сетях, подобные сведения можно было найти при мониторинге сайтов с частными объявлениями: 

– Всемирная сеть знает о нас больше, чем мы предполагаем. Чтобы предостеречь себя от мошенников, не оставляйте адрес, телефон, данные банковской карты на сайтах. Жертвам данного вида интернет-мошенничества рекомендую обратиться с заявлением в правоохранительные органы: описать обстоятельства, приложить документы, подтверждающие оплату и получение товара, диктофонные записи, если они имеются. К сожалению, с подобными ситуациями мы сталкиваемся регулярно. Недавний случай: псевдоагенты продавали машины, квартиры. Ссылаясь на то, что хозяин якобы находится за границей и хочет получить гарантию наличия денег у покупателя, предлагали перевести задаток на счет. Люди перечисляют средства, не задумываясь, почему квартира или машина стоит вдвое дешевле. Как можно выиграть золотую цепочку в розыгрыше, в котором не участвуешь? По-моему, всем нам иногда полезно вспоминать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 

КОМПЕТЕНТНО

Геннадий Рудко, юрист Минского общества потребителей:

– Всем, кто пострадал от деятельности предпринимателя, рекомендую обратиться в милицию с заявлением о мошенничестве или в суд с иском о недобросовестной рекламе. Самое сложное в этой ситуации – доказать, что магазин обещал выслать не бижутерию, а ювелирные изделия. Даже если есть диктофонная запись, ее могут не принять как надлежащую, потому что, вероятнее всего, она сделана не по правилам (собеседник не был предупрежден о том, что разговор фиксируется, не были озвучены дата и время). Решить вопрос без суда и милиции, очевидно, не получится, ведь вернуть бижутерию по закону нельзя.

С подобными ситуациями сталкиваемся несколько раз в неделю. Из последнего – пенсионерам предлагали купить ортопедический подпяточник, якобы моментально избавляющий от боли в суставах.

Если вы сомневаетесь в качестве товара, который пришел почтой, вскройте посылку в присутствии работника отделения связи и попросите составить акт, где укажете несоответствия.

СОВЕТУЕТ МИЛИЦИЯ

Как не попасться на крючок мошенников

• Если вам сообщают, что вы сорвали куш в розыгрыше, в котором не участвовали, отказывайтесь от приза. Ничем хорошим это не закончится.

• Голос на другом конце провода уж больно убедителен? Попросите четко, по буквам, продиктовать вам название магазина. Проверьте информацию о нем в интернете. Имейте в виду, что отсутствие негативных отзывов также не гарантирует, что вы получите заказанный товар или услугу. Мошенники могут часто менять название сайта и домен.

• Сомневаетесь в продавце? Не вносите предоплату и не соглашайтесь принимать посылок с наложенным платежом. Пробуйте договориться об оплате после получения товара, либо на курьерскую доставку или самовывоз. 

• Никогда не соглашайтесь на сделку спонтанно. Всегда берите время на раздумье. Сомневайтесь в каждом продавце. 

А ВЫ ПОПАДАЛИ В ПОДОБНЫЕ СИТУАЦИИ

Елена Синькова, кладовщик, Дисна, Миорский район:

– Имела неосторожность совершить несколько покупок в магазине «на диване». После этого начались бесконечные звонки: только сегодня и только для вас два товара по цене одного, бесплатная доставка, подарки и скидки. Всем сразу заявляю, что спонтанных покупок не делаю – только запланированные. Если мне будет нужно, найду телефон магазина и позвоню сама. А вообще стараюсь пользоваться услугами крупных проверенных онлайн-магазинов. Заказываю все: от мебели и бытовой техники до продуктов. Качеством довольна. 

Владимир Шадурский, программист, Новополоцк:

– До недавнего времени мне постоянно пытались продать что-то абсолютно ненужное с очень хорошей скидкой: и бижутерию, и товары для дома, и даже электронику. Правда, мне не звонили, а писали в мессенджер. Проблема решилась, когда я удалил программу со смартфона. Теперь никто не досаждает. Покупки в виртуальных магазинах делаю постоянно. Обычно качество оправдывает ожидания, а бывает, даже превосходит. Недавно купил походную лампочку на батарейках. Она выполнена из качественных материалов. Думаю, прослужит долго. 

Галина Мойсейчик, мама в декретном отпуске, Старые Дороги: 

– С откровенным мошенничеством интернет-магазинов, к счастью, не сталкивалась, хотя покупок делаю очень много. В нашем городе небольшой выбор товаров, а ездить за покупками в Минск затратно. Конечно, некоторые сервисы грешат навязчивой рекламой, но в целом мне нравится идея онлайн-шопинга. Я даже бонусы получаю иногда. Например, когда мне из Бреста по ошибке прислали не то платье, что нужно, консультант предложил подарок в качестве компенсации. Предпочитаю заказывать на проверенных сайтах с курьерской доставкой. 

Ольга Гуд, специалист по связям с общественностью, Минск: 

– Иногда пользуюсь услугами сетевых магазинов. Обычно получаю товар, который в основном соответствует описанию. Лишь один раз платье, которое я заказала, мне совершенно не подошло из-за неточности в размерах, указанных на сайте. Хорошо, что мне его привез курьер, а не доставила почта наложенным платежом, – я смогла отказаться от покупки. После этого случая осторожнее выбираю обновки. Никогда не ведусь на супервыгодные предложения в стиле «одну вещь покупаешь, вторая в подарок» или «здравствуйте, вам приз». 

odubrovsk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter