Не все стриги, что растет

Если придете к врачу и он пропишет вам курс лечения, основанный исключительно на травах, думаю, ваша реакция будет, мягко говоря, неадекватной.
Если придете к врачу и он пропишет вам курс лечения, основанный исключительно на травах, думаю, ваша реакция будет, мягко говоря, неадекватной. Возможно, вы даже попытаетесь уличить врача в некомпетентности: где же привычный набор таблеток, пилюль, инъекций? Между тем именно растения стали прародителями современных таблеток, мазей и микстур, в которых уже нет и намека на "живое" начало.

Истории известно огромное количество случаев, когда благодаря травам, точнее, уникальному набору содержащихся в них соединений - белков, жиров, углеводов, алкалоидов, витаминов, гормонов, эфирных масел, минеральных, органических и других веществ, - удавалось излечить самые серьезные болезни. До наших дней сохранился любопытный способ лечения дрожательного паралича, предложенный болгарским крестьянином Иваном Раевым. Его пилюли давали настолько хорошие результаты, что итальянская королева Елена уплатила Раеву 4 миллиона лир за тайну его рецепта. Оказалось, что главной составной частью лекарства были корни белладонны. Остальные же компоненты использовались предприимчивым лекарем для "маскировки" тайны своего снадобья.

А вот совсем недавний пример. В начале 90-х, когда аптеки пустовали и запаса лекарств не было даже в больницах, врачи Молодечненской ЦРБ две трети болезней желудочно-кишечного тракта лечили травами. Медики делали настой фитогастрин, в состав которого, в частности, входили зверобой, чабрец, корень аира. И никаких химических примесей. Эффект был ошеломляющим. Выздоровление пациентов наступало в те же сроки, что и при использовании лекарственных препаратов. Очевидна и экономическая выгода - фитогастрин оказался в... 20 раз дешевле, нежели применяемый до этого де-нол (имеющий, кстати, среди компонентов и агрессивное вещество висмут). Сейчас настой фитогастрин весьма популярен в медицине.

- В целебном эффекте лекарственных трав и растений нет сомнения, - подтверждает начальник главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава Александр Цыбин. - Главный недостаток, который, по-моему, и отодвинул травы на задний план, - их замедленное действие. Ритм современной жизни навязывает нам спешку, предельную скорость во всем. Если уж избавляться от боли - так сию минуту. Увы, обеспечить столь стремительный эффект травы не могут.

Зато у трав масса преимуществ, о которых пациент в надежде побыстрее изгнать недуг совершенно забывает. Главное - они практически лишены побочных эффектов.

Почему же, несмотря на многочисленные достоинства, лекарственные травы не пользуются широким спросом у больных? По мнению Александра Цыбина, причиной тому - недостаточная пропаганда фитотерапии. В республике всего несколько специализированных фитоаптек, расположены они в основном в Минской области. Жителям других регионов ездить сюда за травой накладно. Можно, конечно, покупать лекарственное сырье "с рук", у бабушек - на столичном Комаровском рынке. Но отважится на это не каждый. Ассортимент лечебных трав и сборов в обычных аптеках невелик, а сами они по большей части импортного производства. Но ведь в Беларуси огромное количество растений, необходимых для лечения и профилактики почти всех болезней! Оказывается, проблема не в недостатке сырья. Заготавливают и принимают от населения лекарственные травы и растения три госструктуры: лесхозы, заготовительные организации потребительских обществ и непосредственно аптеки. Если первые кое-как справляются с планами заготовок (в основном за счет того, что сбором трав занимаются сами лесники), то с двумя другими дело обстоит сложнее. Аптеки, например, нынче и вовсе сворачивают свою заготовительную деятельность - нет оборотных средств. Сдавать на приемные пункты траву, так сказать, в индивидуальном порядке хлопотно и невыгодно: чтобы заработать на этом хорошую копейку, нужно весь дом травой завалить. К тому же у заготовителей свои жесткие требования к сырью: чтобы и в определенную пору было собрано, и аккуратно рассортировано. Минимальная закупочная цена на сырье (обязательно сухое) - 200 - 250 рублей за килограмм. Столько, например, стоят багульник, тысячелистник, чабрец, кора крушины, полынь серебристая. Чуть дороже - 400 - 700 рублей дают за килограмм зверобоя, крапивы, чаги березовой, мать-и-мачехи. Самую высокую цену - 3 и 4 тысячи рублей за килограмм имеет липа.

- А не проще ли, например, наладить массовый выпуск и продажу семян и рассады лекарственных растений? Чтобы каждый огородник-любитель мог высевать их на своем приусадебном участке? Под травы можно было бы отвести участки прямо на территориях больниц.

- Лекарственные растения очень чутко воспринимают вмешательство в их среду, - отвечает Александр Цыбин. - Они не терпят насилия над собой ни в каком виде. Если начать окультуривать их, они однозначно потеряют большую часть своей силы и целебных свойств. Вспомните, чем закончились попытки районировать в Беларуси женьшень. По виду растение то же, а свойства его совсем другие, как будто искусственные... Главная сила лекарственных трав - в их первозданной, "дикой" связи с природой.

С проблемами сталкиваются и предприятия, заготавливающие лекарственные растения. Около 15 лет назад в Беларуси было налажено промышленное производство мяты и эфирного масла из нее - легкой, прозрачной жидкости, которая широко применяется в кондитерской, косметической и, главным образом, фармацевтической отраслях. Производили ее 5 совхозов Петриковского района - выяснилось, что самая высококачественная трава растет именно здесь. Из нее получалось и самое лучшее масло - содержание в нем ментола доходило до 70 процентов при стандарте 35. В каждом хозяйстве были оборудованы мини-заводы по переработке мяты, которые выпускали 10 - 12 тонн масла в год - десятую часть производимого во всем Союзе. После распада Союза петриковчане перестали получать новейшие научные разработки и рекомендации по возделыванию мяты. Прекратилось и централизованное распределение материально-технических средств, концентрированных кормов, фактически пропал рынок сбыта эфирного масла. Дело заметно пошло на убыль... Сейчас петриковчане выращивают мяту и реализуют сухой лист незначительными партиями аптекам и мелким заводам по выпуску винных изделий.

Попытка сохранить уже отлаженное производство на территории Беларуси была предпринята созданным в 1993 году объединением "Белагрофарминдустрия". В состав ее вошли петриковские совхозы и несколько хозяйств из других районов. К 1995 году "Белагрофарминдустрия" даже закупила в Германии производственную линию по выпуску сборов лекарственных трав и витаминных чаев. Смонтировать и пустить ее планировалось в Поставах. Но фабрика так и не заработала. Спустя два года было ликвидировано и объединение...

В 2000 году была утверждена Государственная программа развития сырьевой базы и переработки лекарственных и пряно-ароматических растений на 2001 - 2004 годы. У производителей появилась надежда. Но, по словам председателя Петриковского райисполкома Анатолия Ткаченко, с горем пополам реализовав в прошлом году остатки масла, тут окончательно убедились: республике продукция не нужна, проще покупать импортную, чем иметь собственное производство.

Спору нет, всему должна быть альтернатива: таблеткам - травы и наоборот. Более того, максимального лечебного эффекта можно достичь при оптимальном сочетании того и другого. Но как бы далеко ни продвинулась в своем развитии современная медицина, превзойти саму природу ей пока так и не удалось. Возможно, настало время пересмотреть наше отношение к травам, их промышленному производству и использованию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter