Агрессивная тактика торговых агентов сродни афере

Не все способы хороши

Торговлей движет реклама. Это правило и у нас давно усвоено. Как иначе продать товар, если не показать его лицом? Для привлечения покупателя на свою сторону все способы хороши. Или не все? Есть ли грань между рекламным предложением и наглым втюхиванием?



Прошли те времена, когда торговые агенты частных компаний с чудо‑товарами наперевес штурмовали стены предприятий и организаций. Так достали отдельные распространители, что обычным делом стали вывески: «Торговым агентам вход воспрещен». Со временем волна сошла. Однако свято место тут же заняло другое рекламное «активити». На смену кастрюлям и сковородкам пришли фильтры очистки воды, диагностика электропроводки, установка газовых анализаторов. Теперь поле деятельности более приземленное — сфера ЖКХ, а целевая аудитория — жильцы микрорайонов. На самом деле ничего предосудительного. Если фирма работает официально и товар подкреплен сертификатами качества — зеленый свет. Но это при том, что человек лично заинтересован в подобном приобретении. Если же действует принцип «тогда мы идем к вам» и агент сам стучит в двери, то хочется прозрачной торговли по правилам, без хитрых психологических приемов. О чем, спросите, речь? 

В последнее время из разных уголков страны приходят вести о напористых и агрессивно заботливых продавцах ЖКХ‑товаров и услуг. Покупатели, пережившие такие сделки, потом задаются одним вопросом: это была легальная торговля или все‑таки мошеннический развод. Причем от активной услужливости коммерческих ходоков страдают в основном старики. Не потому ли такое тяготение к пенсионерам, что они доверчивы, законопослушны и обычно откладывают копейку?  

Недавняя история в Лоеве. С жалобой на  торговых агентов здесь обратились сразу восемь жителей. Практически все — пенсионеры. Вот так на их тихой улице высадились молодые люди в деловых костюмах, показали «корочки», рассказали о якобы обязательной госпрограмме по установке фильтров очистки воды. Пенсионеры уверяли, что и опомниться не успели, как один заполнял бумаги, другой что‑то прикручивал под раковиной, а третий поторапливал с деньгами — 380 рублей обошлась сделка. Фирму потом проверили. Все легально. Договоры ювелирно оформлены, квитанции о приеме денег выданы. Но почему остался неприятный осадок?

Думаю, как раз потому, что между рекламой товара и наглым втюхиванием есть разница. Первое — предложить, пробудив желание купить. Второе — использовать все способы, чтобы вынудить сделать покупку: запудрить мозги, ввернуть магическое словосочетание «обязательная госпрограмма». А потом, если вдруг опомнится и заскандалит клиент, легко можно откреститься. Ведь пенсионеры точно не из тех, кто все записывает на диктофон и снимает на камеру мобильника. Мол, ослышались старики — возраст, знаете ли... 

С точки зрения права ­предъявить претензии к таким продавцам сложно. В оформлении бумаг они мастера. Но с точки зрения практики защититься реально. В принципе не пускать на порог коммерческих агентов, кем бы ни представлялись. Официальные службы обычно о своем приходе заранее уведомляют через объявления. А все остальное... Все‑таки надежнее и безопаснее самому найти, изучить и купить, без помощи незваных гостей. 

draluk@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter