Почему белорусские фрукты и овощи не всегда есть в магазинах?

Не все сладко на прилавке

Магазины порой занимают «антибелорусскую» позицию - на заморских яблоках и помидорах они зарабатывают больше
яблоки.jpgЛюблю осень. Не только за ее приглушенные цвета, ароматы и особое умиротворение, но и за праздник урожая. Люблю неспешно прогуливаться по рынкам или ярмаркам, выбирать, принюхиваться, пробовать… Наливные яблочки, ароматные груши, сочные помидоры, хрустящие огурчики, картошечка! И особую радость доставляет то, что все это — наше, родное. Со своих огородов, полей, комплексов, хозяйств, садов. И никакое голландское красивое восковое яблоко не заменит вкуснейшую нашу антоновку. Правда, далеко не все магазины разделяют мою любовь к белорусской продукции…


Нынешний год выдался особенно урожайным. Поспособствовала этому и теплая ранняя весна: что раньше посеяли, то сейчас раньше собирают. Благоприятные условия в весенне-летний период, выполнение аграриями всех рекомендаций ученых сработали на хороший результат. Начальник отдела Минсельхозпрода Татьяна Карбанович с удовлетворением делится цифрами: итоговый урожай овощей превысит 500 тысяч тонн, этого объема хватит на все нужды: заложить в стабилизационные фонды, обеспечить торговлю, общепит, организовать ярмарки-продажи. Так что поводов волноваться у белорусов нет: будем со своей картошкой и свеклой. Правда, это не значит, что торговля откажется от импорта. К слову, именно магазины порой занимают «антибелорусскую» позицию. Почему? На заморских яблоках и помидорах продавцы зарабатывают больше.


В прямом смысле слова вопиющий случай произошел в прошлом году в одной из брестских торговых сетей, где белорусские яблоки продавались под видом голландских по цене 30—35 тысяч за килограмм. С одной стороны, это, конечно, доказательство того, что наша продукция ничуть не уступает завозной. С другой — финансовый плевок в сторону и самих фруктовых производителей, и покупателей. Желание ритейла побольше заработать вполне понятно. Правда, делать это нужно цивилизованными способами. Но вернемся к нашим яблочкам. Доля импорта в этом сегменте по-прежнему держится на уровне 50—60 тысяч тонн в год. Хотя в Минсельхозпроде настроены довольно оптимистично. Татьяна Карбанович уверена: в перспективе удастся обеспечить внутренний рынок собственной плодово-ягодной продукцией с учетом потребления 50—60 кг на одного человека в год. А в следующем году в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах уже планируют собрать урожай в количестве 160 тыс. тонн. Этого объема хватит не только для того, чтобы закрыть внутренний рынок, но и экспортировать продукцию. Что касается яблок, то сейчас насыщение внутреннего рынка растет, в основном за счет молодых садов, которые вступают в стадию плодоношения. Кроме того, продолжается закладка новых садов — в этом году их площадь увеличится на 1200 га.


В Институте плодоводства подсчитали: в госреестр включено 46 сортов яблок позднего созревания, которые можно закладывать на длительное хранение. Сегодня яблоневые сады засажены в основном местными сортами, и именно они формируют основу нашего яблоневого рынка — «алеся», «белорусское сладкое», «вербное», «заславльское», «дарунак»… При создании необходимых условий эти яблоки могут спокойно храниться до нового урожая. Правда, урожайный год и сохранение доли импорта на пользу производителям вряд ли пойдут: сильная конкуренция на внутреннем рынке существенно снизит цены. В этой связи аграриям рекомендуют больше внимания уделять поиску рынков сбыта. А как по мне — лучше бы наши яблочки продавались в наших магазинах на самом видном месте. Во всяком случае, при возможности выбора я всегда отдам предпочтение им. А вы?


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анатолий КРИВОРОТ, заместитель директора РУП «Институт плодоводства»:

— Вопросы взаимоотношения торговли и производителей — одни из самых «больных». К сожалению, в некоторых магазинах по-прежнему встречается недобросовестное отношение к белорусским товарам. Наши производители тратят деньги на фасовку, упаковку в небольшую тару по 10—12 кг, даже раскладывают каждое яблочко в отдельные ячейки. Что наблюдаем в торговой сети? Приходит работник, из этих упаковок выворачивает в общий контейнер, не только снижая себестоимость, заложенную производителем, но и уменьшая таким образом сроки хранения и формируя у покупателя негативное отношение к белорусской продукции.

Полина КОНОГА


konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter