Не все охотятся на утку

Книжный навигатор

Елена Пехота. Вечная странница. Библиотека Союза писателей Беларуси, Минск. 2011.


Эта книга - последняя в творческом наследии поэтессы Елены Пехоты, ушедшей из жизни в октябре прошлого года. Тематика стихотворений необычна: пред нами мир фэнтези, напоминающий о Толкиене и скандинавских сагах, и одновременно с привязкой к славянской мифологии и нравственным исканиям современного человека. Эльфы, сильфиды, феи, мории, царевны, руны, мечи, плащи... Иногда стихи очень просты и лиричны, иногда напоминают брюсовские цитатные гекзаметры. Случайному читателю, кстати, было бы сложно определить, в какую эпоху это было написано. Впрочем, поэтесса сама признавалась: "Я не из этого отверженного века! Мне чужд неоновый успех, где слабое дыханье человека перекрывает сатанинский смех". В стихах вообще очень много цитат, узнаваемых образов. Но там, где к фэнтезийным построениям добавляются личные переживания, перед читателем открывается оригинальный поэтический мир, как в стихотворении "С утра на дальнем берегу заметно рыбака" и других.


Александр Вампилов. Утиная охота. Пьесы. Рассказы. Москва. ЭКСМО, 2011.


Серия "Библиотека всемирной литературы" когда-то считалась украшением любой квартиры. И сегодня это брэнд... Том произведений драматурга-"шестидесятника" Александра Вампилова его вполне достоин: признанный классик, погибший в 34 года, он смог оставить достаточно весомое наследие, фактически реформировав театр своего времени, поднявшись над пространством соцреализма в культурный универсум. При этом в его текстах продолжаются лучшие традиции классической русской литературы. Герои Вампилова - разочарованные интеллигенты в поисках смысла жизни, самоотверженные девушки, готовые прощать вновь и вновь, погрязшие в вещизме обыватели и люди из народа, носители природной мудрости. Сложные психологические отношения, неоднозначные оценки, портрет "потерянного поколения", хемингуэевские мотивы... Все это бесконечно далеко от классового принципа в литературе и ура-патриотизма, но по-прежнему актуально. Кстати, Вампилов, будучи студентом МГУ, проходил практику в минской газете "Знамя юности", здесь у него возникали замыслы первых пьес. Белорусский режиссер Валерий Анисенко ставил произведения Вампилова, еще когда они были полузапрещены... Но одно дело - спектакль, другое - вчитаться в авторские тексты, чтобы встретиться с любимыми героями, знакомыми по экранизациям и постановкам: Валентиной из Чулимска, терпеливо чинящей калитку; с Зиловым из "Утиной охоты", получающим венок на собственные похороны. Cо студентом Бусыгиным, в поисках ночлега выдающим себя за старшего сына случайного человека и нашедшим в его доме семью.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Академическая книга", Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter