Около 400 без вести пропавших белорусов сегодня разыскивают в странах дальнего зарубежья через белорусский Интерпол

Не все хотят, чтобы их нашли

Около 400 без вести пропавших белорусов сегодня разыскивают в странах дальнего зарубежья через белорусский Интерпол. Нередко уход из дома связан с семейными проблемами. Помню, пару лет назад была история: супруг оставил жену, уехал за границу, сказал — на заработки. И пропал. Супруга — в милицию, объявили в розыск. Человека нашли, живого, здорового и... с новой, заграничной семьей. Так что к прежней он уже не торопился. Белорусским же родственникам сложно объяснить, что это его право: они хотят знать точные координаты пропавшего. Однако распространять такие сведения Интерпол не имеет права. Замначальника Национального центрального бюро Интерпола МВД Беларуси Александр Тимошенко:


— Сначала исчезнувшего ищут в своей стране, затем в государствах СНГ. И если поиски результатов не дали или есть предположение, что белорус может быть за границей, обращаются за помощью в Интерпол.

На столе у подполковника милиции Тимошенко — разыскной циркуляр. Заводится он на каждого пропавшего без вести. Здесь есть фотография, описание внешности, указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат суммирует сведения о розыске. Данные направляются во все страны Интерпола — крупнейшей международной организации полицейского сотрудничества, объединяющей органы полиции 190 государств. Понятно: каждое из них, проводя поиски, действует по своим законам.

Коллаж Анны ВЯЖЕВИЧ

В прошлом году, приводит цифры А.Тимошенко, на территории иностранных государств по линии Интерпола найдено 16 пропавших без вести граждан, объявленных в международный розыск с 2009 по 2016 год. За первое полугодие 2017 года нашли еще четверых, их разыскивали с 2014–го по 2017–й. В поиске помогает наличие идентификационного материала, в частности, генотипов разыскиваемых или их близких родственников (родителей, детей). С начала 2016–го предоставленные правоохранительными органами генотипы близких пропавших людей помогли идентифицировать 4 неопознанных трупа (пропавших белорусов), обнаруженных в Греции, Испании и Литве. Двое из них утонули в реке Неман в нашей стране, однако тела течением отнесло в Литву.

— Надо понимать, что при международном розыске есть ряд обстоятельств, не способствующих оперативному установлению местонахождения пропавших граждан, — офицер приводит примеры. — Не все разыскиваемые проживают за границей легально, то есть, пройдя установленную процедуру регистрации в эмиграционных службах. В нынешнем году в Испании удалось найти белоруса, который не выходил на связь с родственниками более 10 лет. В чужой стране он жил нелегалом. К сожалению, этот человек погиб, и его личность была установлена испанскими правоохранительными органами лишь после генотипоскопической экспертизы.

В Европейской Конвенции по правам человека есть ст. 8 «Право на уважение частной и семейной жизни». Так вот, согласно этой статье разыскиваемый как пропавший без вести вправе не давать согласия на сообщение каких–либо сведений о себе. Вот ситуация: переставшую выходить на связь с близкими с 2015 года Ольгу Д. нашли в Турции. При опросе она отказалась давать какие–либо объяснения сотрудникам полиции. Виктора О., о котором семья не слышала уже более 15 лет, в итоге обнаружили в прошлом году в Австрии. Он тоже не захотел рассказывать полиции о своей нынешней жизни и месте проживания. Конечно, зарубежные коллеги сообщают белорусам о том, что исчезнувший жив и здоров, однако другие сведения не разглашаются. По просьбе гражданина. И все собранные за время розыска данные удаляются. Таковы правила. Дальше уже дела семейные.

Кроме того, госучреждения некоторых государств (например, министерство труда и пенсий Великобритании) могут не предоставлять сведения о пропавших, если их жизни и здоровью ничего не угрожает и они не желают поддерживать связь с семьей. По законодательству Германии совершеннолетние имеют право сами определять место жительства, потому разыскивать их тоже станут лишь при наличии фактов угрозы жизни и здоровью. Повод для поиска: если они стали жертвой преступления, несчастного случая, оказались в крайне сложной ситуации или намереваются покончить с собой. Недавно произошел такой инцидент: отец–иностранец увез совместного с белоруской сына якобы на экскурсию в Литву, на самом деле — в Германию. Немецкие полицейские нашли обоих в течение трех суток. Побеседовали с отцом мальчика, убедились, что ребенку ничего не угрожает. А поскольку он был с отцом, имеющим такие же права, как и мать, вернуть маленького белоруса домой не смогли. Таковы местные законы. Возможно, мать сумеет изменить ситуацию через суд.

Или такая особенность. Некоторые государства, среди них — Великобритания и Дания, принимают для сравнительных экспертиз только генотипы пропавших без вести людей. ДНК–профили близких родственников не проверяются по базам.

Поиски могут длиться долго, не скрывает сотрудник Интерпола: «Особенно если исчезнувшие пребывают за рубежом на нелегальном положении. Родственники же хотят получить результаты чуть ли не в считаные часы. Поверьте, мы делаем все от нас зависящее».

Справка «СБ»


Беларусь вступила в члены Международной организации уголовной полиции — Интерпол 4 октября 1993 года на 62–й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола. Проходила она на острове Аруба в Карибском море. В декабре 1993–го в структуре МВД создано НЦБ Интерпола в Беларуси.

Любопытно


История Интерпола началась 7 сентября 1923–го, когда на Международном конгрессе полиции 138 представителей из 20 стран учредили Международную комиссию уголовной полиции и приняли ее устав.

Сейчас Интерпол — ведущая организация, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать полицейское сотрудничество. Это механизм и посредник в практическом взаимодействии служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений. Интерпол — что–то вроде единого мирового центра по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной преступностью.

Своими силами Интерпол не может вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском нарушителей в разных странах. Таких оперативных сил нет, да и с точки зрения современного международного права это невозможно. Но он может координировать практические операции полиции нескольких государств, способствовать слаженности и одновременности их проведения, согласовывать с заинтересованными и занятыми в них странами начало и сроки таких операций, объявлять в международный розыск скрывшегося преступника.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter