Готов ли бизнес решать социальные проблемы?

Не все измеряется деньгами

Сегодня в стране стартует уже третья по счету Неделя белорусского предпринимательства. Бизнесмены сейчас меньше говорят о своих проблемах. Вопрос уместно поставить совсем иначе. Государство в последнее время сделало столько шагов навстречу людям дела, что им самое время спросить у себя: а что я готов дать взамен? Ведь целью бизнеса уже не могут быть исключительно деньги ради денег. В век цифровой трансформации решающим преимуществом становится человеческий капитал. И многие компании это понимают, не жалея средств на его развитие. Готов ли наш бизнес вкладываться в социалку? Реально ли, делая добрые дела, еще и зарабатывать на этом?


Судя по мировому опыту — вполне. Другое дело, что сегодня нет универсального подхода к этому явлению. Есть лишь общее понимание, что социальный бизнес ориентирован не только на извлечение прибыли, но и подставляет плечо государству в решении социальных проблем. И само собой, приносит экономическую отдачу. Например, в США социальные предприятия создают 3,5 процента ВВП. Больше, чем вся Силиконовая долина! Схожие цифры в Германии и Великобритании.

У нас бизнес с социальным акцентом делает пока лишь первые и робкие шаги. Скажем, в Бресте создали частное учреждение «Социальное партнерство», содействующее обучению и трудоустройству людей с инвалидностью. Минская мастерская «Нашы майстры» по производству гипсовых фигурок для декора — больше чем просто мастерская. Она выполняет функцию социально–трудовой реабилитации людей с алкогольной зависимостью, помогает больным детям. И таких примеров становится все больше.

Но вот парадокс: явление есть, а закон, его регулирующий, еще не написан. Отсутствует даже определение самих понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». В обществе сложился стереотип, что такой бизнес обязательно занимается трудоустройством людей с инвалидностью. Хотя палитра его деятельности гораздо шире. Социальные предприниматели — народ изобретательный. Благодаря их уму, доброму сердцу, креативности рождаются идеи, помогающие изменить общество к лучшему. И многие зарубежные инновации запросто применимы у нас. К примеру, все знают, что в зависимости от качества пластика срок его разложения составляет от нескольких десятилетий до нескольких сотен лет. Чтобы защитить окружающую среду от загрязнения, можно пропагандировать использование бумажных пакетов (что опять же сказывается на экологии), а можно изобретать более экологичную упаковку. В частности, одна индонезийская компания начала выпускать пакеты, которые разлагаются всего за два года.

Оригинальный подход к решению социальных проблем демонстрирует американская фирма TOMS Shoes. С каждой покупки обуви одна пара отправляется нуждающимся детям, страдающим заболеваниями ног. За каждую проданную пару очков делают операцию на глазах или дарят очки нуждающимся. Знаменитый британский шеф–повар Джейми Оливер, которому принадлежит сеть ресторанов Fefteen («Пятнадцать»), решает проблему девиантных подростков. Ежегодно он принимает на работу по 15 тинейджеров с криминальным прошлым, обучает их кулинарному искусству и помогает с трудоустройством.

В общем, простор для творчества неограничен. Само собой, для такого бизнеса нужна поддержка в виде налоговых льгот и преференций, консалтинговых услуг, образовательной и информационной помощи. Правда, здесь законодателям важно не перегнуть палку и действовать крайне аккуратно. Понятно, что социальное предприятие не сможет работать без определенных гарантий. Ну а вдруг найдутся те, кто, прикрываясь благими целями, станет получать солидные барыши? Поэтому в законе надо четко прописать критерии оценки эффективности социального бизнеса. Допустим, один из вариантов — когда предприятие больше половины прибыли направляет на решение социально значимых проблем. Наверное, имеет смысл сформировать перечень социальных услуг, при оказании которых можно рассчитывать на некие преференции. Да и менталитет самих предпринимателей тоже должен измениться. По правде говоря, многие из них живут еще по старинке и элементарно побаиваются засветиться даже на благотворительности. Мол, если я кому–то помогаю, значит, у меня есть лишние деньги. А вдруг завтра нагрянет налоговая? Зачем мне дополнительные проблемы?

В общем, вопросов еще достаточно. Вести доходный бизнес непросто, и дано не всем. Но еще сложнее выстроить такую бизнес–модель, которая приносила бы ощутимую пользу обществу. Ясно одно: социальному предпринимательству в стране быть. Ведь если наши бизнесмены будут работать не только на собственный карман, но и на решение проблем общества, это повлечет за собой и создание новых рабочих мест, и устойчивое развитие регионов, и повышение качества жизни в целом. Ну и плюсы в статус и авторитет предпринимателей — дело тоже не последнее.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter