Не все автомобили приносят владельцам пользу

«Наверное, у меня аллергия на машину, — жаловалась знакомая. — Как только посижу за рулем полчаса, чувствую странное раздражение, даже если еду за городом, по пустой трассе. А потом и голова начинает раскалываться!»

«Наверное, у меня аллергия на машину, — жаловалась знакомая. — Как только посижу за рулем полчаса, чувствую странное раздражение, даже если еду за городом, по пустой трассе. А потом и голова начинает раскалываться!» Да, дискомфорт во втором доме на колесах — досадная штука. Но причины тут стоит поискать не в аллергии, на которую нынче модно сваливать множество проблем, а в самом авто. Ведь мы в буквальном смысле оказываемся внутри пространства, генерирующего шум, вибрацию, инфразвук, электростатические поля и электромагнитные излучения! И если общественный и грузовой транспорт с этой точки зрения жестко контролируются, то вот с легковым, как выясняется, беда.


Под воздействием


Еще пару лет назад автодилеры в обязательном порядке занимались гигиенической регистрацией продаваемых в салонах легковушек — проводилась их оценка по ряду параметров, и данные о безопасности и безвредности для здоровья вписывались в сертификат. Станиславу Худницкому, кандидату медицинских наук, заведующему лабораторией комплексных проблем физических факторов среды обитания человека ГУ «РНПЦ гигиены», запомнилась история, когда такой тест в присутствии покупательницы не только показал превышение по уровню шума и вибрации, но и вообще закончился курьезом. Дала сбой электроника, и эксперты с будущей владелицей и продавцом оказались заблокированными в салоне. В городе пассажиров вызволили немедленно приехавшие мастера, но что было бы в лесу, где не ловит мобильный? Кстати, впоследствии оказалось, что причиной превышения показателей была спортивная подвеска, по ошибке установленная на обычный автомобиль...


Сейчас, увы, гигиеническая оценка новых авто (о бэушных и говорить не приходится) не проводится, хотя автомобили по–прежнему являются источниками различных физических воздействий на человека, в том числе и жестко нормируемых в нашей стране. Насколько серьезно нужно к ним относиться, помогает разобраться наш эксперт.


Гул и дрожь


Например, вибрация. Она ведь способна рассказать о качестве сборки, надежности. Если машина собрана добротно, то превышения общей и локальной (на переключателе передач, руле и т.д.) вибрации обычно не фиксируется. Другое дело — при различных отклонениях, например, установке не тех систем. И закрывать глаза на это Станислав Худницкий не советует: при повышенной вибрации страдают позвоночник, голова, внутренние органы водителя, быстро развивается утомление. Например, у рабочих, длительно подвергающихся такому воздействию на производстве, может развиваться вибрационная болезнь — со спазмами в сосудах, нарушениями в мышечной системе.


Кстати, о качестве сборки авто может говорить и шум — если все нормы соблюдены, то вы сможете беседовать в машине, не повышая голоса, на любых скоростях. Крупные автопроизводители широко используют шумопоглощающие материалы, а на зарубежных автомагистралях даже применяется специальное покрытие. Кстати, сравнительные исследования в РНПЦ гигиены показали, что форма протектора, его рисунок, характер резины тоже играют свою роль — в зависимости от их специфики показатели шума колеблются в пределах 10 — 15 децибел.


Но наиболее опасен для водителя инфразвук. Коварство в том, что мы его не слышим, а потому даже не подозреваем о его наличии. А ведь инфразвуковые частоты (2 — 20 Гц) совпадают с частотами биотоков головного мозга и, воздействуя на его структуру, могут приводить к усталости, сонливости, резкой головной боли, раздражительности. Причем эффект бывает кардинально противоположен — от эйфории до полного упадка сил.


Генерирует инфразвук буквально все: работа двигателя, приоткрытое на скорости окно, воздушные потоки, обтекающие корпус, и чем выше скорость, тем больше показатель. Если при нормативных значениях он безопасен, то при повышенных — жди неприятностей.


Тепло ли тебе...


Сиденья с подогревом — популярная «фишка»: в нашем климате эта приятная опция помогает комфортнее пережить зиму. Однако и тут могут скрываться подвохи. Повышенное электромагнитное низкочастотное излучение систем подогрева чревато риском для здоровья, особенно если учесть, что оно воздействует и на репродуктивные органы. Это, по словам Станислава Худницкого, новое направление, которое пока четко не нормируется ни у нас, ни за рубежом, хотя данные о влиянии электромагнитных полей на человека уже известны. На данный момент в мире для систем подогрева сидений рекомендован уровень магнитной индукции не более 0,2 микротесла — это очень небольшая величина. Но когда специалисты РНПЦ гигиены делали замеры в новых авто, порой выяснялось, что предельное значение налицо, даже когда подогрев выключен. А уж когда его включали!


Еще одно «больное» место авто — электростатика. И это весьма небезопасно: искра попросту может привести к возгоранию. Если же потенциал повышен в салоне, разряд, неприятный щелчок получит уже человек. Конечно же, основные виновники здесь — дешевые синтетические покрытия и обшивки. Причем некоторые из материалов накапливают заряд сами по себе, за счет работы электропроводки, генератора, освещения, а вовсе не во время, скажем, трения одежды о сиденье. Спору нет, наиболее благополучны по статике натуральные материалы — недаром же дорогие авто отделывают кожей, — но и среди более дешевых есть вполне приемлемые варианты. В любом случае, если вы постоянно страдаете от электрических щелчков в машине, не грешите на свою одежду, а в первую очередь обратите внимание на то, из чего сделана обшивка.


***


То, что автомобиль должен быть безопасен и безвреден, — это аксиома. Но как бы ни старался производитель учесть все тонкости, многие нюансы проявляются только в процессе езды. Не случайно же то и дело отзывают автомобили с недоработками. Да, у нас есть органы по сертификации автотранспортных средств, но они не учитывают показатели безопасности для здоровья. Медики вернули бы те времена, когда сам продавец, заявляющий авто на рынке, обращался к гигиенистам за оценкой. Тогда и дилер, и клиент получали бы необходимую информацию о товаре, а недостатки устранялись еще до продажи. Сейчас же потребитель в явном проигрыше: обнаружит проблему после покупки — вряд ли его претензии примут, ведь на руках у дилера есть сертификат. И получается парадокс: хотя, например, требования по шуму и вибрации в Беларуси гораздо жестче, чем в странах ЕС, в конечном счете покупатели новеньких иномарок почему–то лишаются возможности пользоваться этим преимуществом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter