Не время жадничать. Время затягивать пояса

Почти две недели действует мораторий Минторга на повышение цен. Какова ситуация с продуктами в магазинах?

ПОЧТИ две недели действует мораторий Минторга на повышение цен. За это время первыми «проявили» себя овощи и фрукты: заметно меньше стал выбор болгарских перцев, на прошлой неделе в дефиците оказались помидоры, в некоторых магазинах нет, казалось бы, элементарного — бананов и лимонов. В сетевых магазинах Минского района на продовольственных полках нет риса и сухофруктов.

В первые дни действия моратория эксперты говорили о возможном сокращении ассортимента импортных товаров. Импортеры, завязанные на валюте, попросту отказались от поставок, когда потеряли возможность накручивать на продукции, как раньше. Тогда им советовали и рекомендовали поумерить аппетиты и ориентироваться на импортозамещающие товары. К тому же бизнесу разрешили «увеличить цену на товары на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора, уменьшенного на 5 процентов».

Ситуация, когда в одних магазинах товары остались практически с неизменной ценой, в других — резко подорожали, а в третьих — вовсе пропали, стала своего рода лакмусовой бумажкой для совести торговли. Те же помидоры на прошлой и на этой неделе в одной торговой сети продавали по 29 000 рублей за килограмм, в другой — почти по 60 000, но в большинстве магазинов просто отсутствуют. Конечно, разный товар, разные поставщики — этим можно объяснить любую амплитуду цен. Только почему-то месяц-два назад эти товары во всех торговых объектах стоили примерно одинаково и не отличались по цене в разы, как это происходит сейчас. Напрашивается вывод: раз кто-то смог предложить покупателю товар по адекватной цене, значит, есть возможность это сделать. Если не предложил — значит, жадничает или плохо работает.

В Минторге ситуацию с импортом объясняют тем, что продавцам нужно привыкнуть к новым правилам формирования цен — не все успели переориентироваться. Но это, должно быть, вопрос времени, а значит, вопрос с импортом уже в ближайшее время должен быть закрыт — конечно, если торговля будет играть на рынке честно.

Ситуацию постоянно обсуждают и в Минторге, и в Правительстве. Некоторые представители бизнеса признают, что работать можно даже в таких условиях. Но, конечно, нужно поумерить аппетиты, затянуть пояса, как это делают многие в кризис. Причем не только в Беларуси.

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»

mizkevich@sb.by

Молоко привезет автолавка


В КОНЦЕ ноября в публикации «Чтобы не скисло…» шла речь о нехватке молока в полиэтиленовых упаковках на Случчине. Вот что ответил заместитель директора по розничной торговле и общественному питанию Торгово-производственного унитарного предприятия   «Слуцкая база ОПС» Андрей ГЕРАСЮК: 

— Жителей деревни Огородники обслуживает магазин №80. Он находится в деревне Новый Двор в шаговой доступности. Кроме того, в деревню Огородники приезжает автолавка. Торговля во вторник с 18.10 до 19.00 и в пятницу с 10.30 до 11.30. Молоко в полиэтиленовых пакетах есть всегда. 

В магазине №78 «Родны кут» в деревне Кирово молока не оказалось из-за минимизированного количества продукции с ограниченным сроком годности, так как накануне проходила инвентаризация. К зарплатам и пенсиям в деревню приезжает торговая машина ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».

Генеральный директор ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Анатолий СТЕЦКО пояснил, что продукцию предприятия доставляют  в любой магазин Беларуси. У комбината 7 филиалов и 5 производственных участков. В случае, если товара не хватает, товаровед может дополнить заявку. 

 Что касается молока 3,6 процента жирности, то комбинат его производит в пленке объемом 0,75 литра. «Его цену нельзя сравнивать с ценой на стерилизованное молоко «Савушкин продукт» в упаковке тетра-пак объемом один литр. Это разное производство и разные затраты». 

Почти четверть хлебов – для диеты


В НАЧАЛЕ ноября в публикации «Четыре буханки хлеба с отрубями на магазин» «СГ» писала о нехватке диетических хлебобулочных изделий в магазинах на Гродненщине. Вот что ответил заместитель генерального директор ОАО «Гроднохлебпром» Олег ВДОВЕНКО:

— Ежедневно организация выпускает 12—15 наименований хлебобулочных изделий с использованием зернового сырья и отрубей. Поставки в торговую сеть — по заявкам. Но такой хлеб пользуется небольшим спросом. 

Ситуацию в письменном ответе «СГ» прокомментировала заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила НИЖЕВИЧ:

— Хлебопекарные организации Минсельхозпрода ежедневно вырабатывают более 300 наименований хлебобулочных изделий. В том числе 70 диетических и обогащенных хлебобулочных изделий с добавлением зерна пшеницы, крупки пшеничной дробленой, отрубей пшеничных, хлопьев пшеничных зародышевых, муки из цельного пророщенного зерна, пищевой клетчатки. 

Удельный вес диетических и обогащенных хлебобулочных изделий — 23 процента от общего объема производства хлебобулочных изделий. Эта группа — со специфическим вкусом и у сельчан пользуется ограниченным спросом. Поставки в сельскую местность — строго по заявкам торговых организаций.

От «СГ». Не пришла вовремя автолавка? Не завезли хлеб или молоко? Дефицит какого товара ощутим в вашем регионе? Возможно, его недостает и в других районах. Не оставайтесь равнодушными: сообщите об этом в редакцию. Мы попытаемся вместе с компетентными организациями решить проблему. 

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?