Не воруй, а то накажут

За  электроэнергию  лучше  платить  вовремя

За  электроэнергию  лучше  платить  вовремя 

В редакцию нередко обращаются читатели по поводу оплаты потребляемой тепловой и электрической энергии, повышения стоимости и тарифов, проверки показаний и работы электросчетчиков… Эти и другие злободневные вопросы наших потребителей мы адресовали главному инженеру филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» Георгию Невару. 

— Кто должен оплачивать затраты на отключение электроэнергии? Неужели опять мы, потребители? 

Вероника Здольная, г. Слуцк 

— Здесь два подхода. Сейчас для жителей многоэтажных домов эта услуга бесплатная, а для частного сектора — платная. Это связано с тем, что частные дома подключены к отдельной линии и для восстановления электроснабжения в доме необходима целая бригада. То есть мы несем большие затраты. 

— Нужно ли и как долго хранить квитанции об оплате электроэнергии? 

Даниил Крумов, г. Солигорск 

— Советую хранить их примерно полгода. С середины 2006 года мы перешли на электронную базу оплаты, и теперь документы хранятся 3—3,5 года в банке, который пересылает нам информацию по факту платежей, и у нас. Но хочу предупредить всех потребителей, что оплата зачисляется по факту платежа, а не исходя из тех цифр, которые указываются в квитанции: если, к примеру, задолженность еще за 2005 год, а заплатили вы сейчас, то оплата принимается по сегодняшним тарифам. 

— Как часто контролеры «Энергосбыта» имеют право проверять расход электроэнергии? 

Сергей Козулькин, г. Минск 

— Не так часто, как вы думаете: раз в 1—2 года. Но это не значит, что представители «Энергосбыта» будут приходить в квартиру. Контролеры вместе с работниками ЖЭСа проводят проверку счетчиков, которые находятся на площадках, поэтому в присутствии жильца нет необходимости. При каждой проверке у контролера имеется ведомость, в которой отмечена фактическая оплата потребленной электроэнергии. 

— При какой сумме задолженности могут отключить свет в квартире? «Вырубают» электроэнергию сразу или должны предупредить? 

Игорь Васьков, г. Воложин 

— Нам дано право отключить электроснабжение, если за него не рассчитываются более трех месяцев. Хотя перед этим мы обязательно предупреждаем и письменно, и устно: 1-й раз — за месяц, 2-й  — за 10 дней, 3-й — за 3 дня. Извещение отправляется по почте или вручается лично контролером. После оплаты задолженности электричество будет включено через три дня. 

— Сломался электросчетчик. Кто должен менять и оплачивать новый: я или ЖЭС? 

Роман Кивой, г. Вилейка 

— Согласно Жилищному и Гражданскому кодексам счетчик  принадлежит тому зданию, где он установлен. Если счетчик установлен в квартире, то его хозяином является ответственный квартиросъемщик, и он, соответственно, оплачивает все расходы, связанные с заменой счетчика. Если на лестничной площадке, то числится на балансе в ЖЭСе. 

— Каков принцип расчетов оплаты электроэнергии с садовыми товариществами? 

Светлана Гуськова, Столбцовский район 

— С ними заключается договор на электроснабжение, как с любым юридическим лицом, но при этом члены товарищества платят по тем же тарифам, что и жильцы городских домов. Правда, все внутренние распределения и оплата электроэнергии производятся в соответствии с решением общего собрания товарищества. Но для любого изменения оплаты должно быть обоснование. Это может быть необходимость оплаты наружного освещения, помещений, где находятся сторожа, водокачки и других мест общего пользования. Кроме этого, в обязательном порядке оплачиваются потери электроэнергии, которые происходят в электросети, находящейся на балансе конкретного товарищества. Например, трансформатор потребляет определенную мощность, которая нужна для его работы. Вообще, оплата в любое время года устанавливается с учетом эксплуатационных и других затрат. 

— Количество израсходованной электроэнергии можно проверить только по показаниям счетчика? 

Николай Серов, г. Узда 

— В абсолютном большинстве — да. Но уже более ста домов оборудованы автоматизированной системой контроля потребления электроэнергии. И в этом случае нам не надо приходить непосредственно в дом. Информация поступает через специальную аппаратуру, мы можем получить ее за любой период, час, день, месяц, из последних трех лет. В будущем планируется все дома перевести на такую систему контроля. 

— Правда ли, что для подключения стиральной машины необходима отдельная электрическая розетка? Тогда откуда она должна выводиться и кто ее должен устанавливать в ванной комнате? 

Николай Владимирович, г. Минск 

— Да, нужна отдельная линия от квартирного щитка, так как новые современные машины имеют большую установленную мощность. Заостряю внимание на том, что линия должна быть трехпроводной: проводники фазный, нулевой рабочий и нулевой защитный. Поэтому должна быть так называемая евророзетка или розетка с дополнительным заземляющим контактом. Так как стиральные машины находятся обычно в особо опасных помещениях в плане поражения электрическим током, то в квартирном щитке кроме автоматического выключателя надо иметь устройство защитного отключения. Если все это есть, то розетку можно вывести и непосредственно, например, в ванной комнате на расстоянии не менее 60 см от машины. Не доверяйте эту важную и сложную работу «народным умельцам» или простым электрикам. Они вам не выдадут гарантийный талон как потребителю. Для вашей же безопасности для производства электромонтажных работ приглашайте представителей организаций, имеющих специальное разрешение. Ведь эта деятельность теперь лицензируется. 

— За последний месяц счет за электроэнергию по счетчику почему-то вырос почти в два раза. Не подключился ли кто или прибор «глючит»? Что мне  делать дальше? 

Олег Тимофеевич, Минский район 

— Невозможно подключиться к электросчетчику, не нарушив пломбы. Можете обратиться к нам для проверки. Период эксплуатации нынешних индукционных электросчетчиков до 8 лет. Но после нескольких лет работы, а то и раньше появляются погрешности. То есть вы платите меньше появляющихся показаний на табло. Например, в электронных счетчиках, которых в нашем регионе установлено всего 13 процентов, такой погрешности уже нет. Но они подороже. Со временем мы полностью перейдем на так называемую АСУ. В каждом жилом доме должны быть установлены однотипные, одного производства приборы, а не разные. Но любой тип счетчиков необходимо согласовывать с нами. 

— Георгий Андреевич, заканчивая диалог, откройте секрет: часто ли ваши проверяющие находят «жучки» или другие народные приспособления для незаконной «экономии» в счетчиках? Какие штрафные санкции выставляются нечестным потребителям? 

— Штраф составляет до 10-кратной стоимости неоплаченной электроэнергии. Что касается первой части вопроса, то не буду спекулировать на эту тему, подогревать нездоровый ажиотаж у нерадивых и недобросовестных абонентов или страшить нарушителей. Только предостерегу: все способы хищения электрической и тепловой энергии мы знаем, а по состоянию электроприборов определим и способ ее хищения. Но хочу заметить, что такое воровство пошло на убыль по сравнению с 2004—2005 годами. Дает о себе знать информационная и разъяснительная работа в СМИ и на ТВ, в том числе о необратимости наказания за такие нарушения. Уверен, что культура потребления и понимание гражданами  необходимости платы за наши услуги выросли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter