Не вода, а беда…

Агрогородок под Витебском уже несколько лет страдает от жажды

Проблемы жажды и потопа вынудили жителей агрогородка обратиться за помощью к председателю КГК Республики Беларусь Александру Якобсону

Сегодня Новка — центр успешно развивающегося крупного хозяйства. В ОАО «Рудаково», которое взял когда-то на буксир Национальный банк Беларуси, — огромное тепличное хозяйство, новый животноводческий комплекс, отличная инфраструктура. Поселок практически сливается с Витебском, и границей служат два столбика, установленные на обочине дороги. Многие горожане с удовольствием ездят сюда на работу, молодые семьи не боятся селиться в красивом и перспективном населенном пункте, куда постоянно возят на экскурсии всевозможные — отечественные и зарубежные — делегации. Но…

Как оказалось, изнаночная сторона красивой картинки вовсе не такая радужная. Вот уже несколько лет подряд уютный агрогородок коллективно страдает от… жажды. Вместе с начальником управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы КГК Витебской области Виктором Котиковым и главным специалистом Александром Авхуковым пытаемся отыскать «корень зла». Сделать это, как оказалось, совсем непросто. Сельчан, обивающих пороги инстанций, «кормят завтраками» уже не первый год.

— Воду, которая поступает в квартиры, не то, что пить, использовать для приготовления пищи невозможно! — утверждает жительница поселка Варвара Масейкина. — Домашнего фильтра хватает всего на четыре дня. Устали обращаться во всевозможные инстанции, обещаний много, а вот реальной помощи нет. На работе созданы все условия, а домой приходишь, как на каторгу. Даже бывают случаи, что малышей в детский сад не всегда берут…

Эту информацию подтверждают работники детского сада-яслей.

— Да, теперь мы научены горьким опытом и постоянно держим в резервуарах дневной запас воды, — отмечает заместитель заведующей детским учреждением Татьяна Смирнова. — Тем не менее, когда регулярные периоды отключений затягиваются, пусть и редко, но вынуждены отказывать родителям в приеме детей.

— Другого выхода просто нет, — дополняет старшая медсестра Элла Данилова. — На воде завязано все — и приготовление пищи, и уборка помещений. Садик посещают 180 малышей — нам только какой-нибудь эпидемии не хватало…

— Такая вода — что есть, что нет, — утверждает бабушка Людмила Горохова, гуляющая на улице с внучкой. — Настолько, извините за выражение, вонючая жидкость, что подойти страшно. Плюс ко всему — отвратительно коричневый цвет. Начнешь кипятить — столбом поднимается желтая пена. Порывы на линии случаются почти ежедневно, тогда заливает подвалы. Да и вообще, работой коммунхоза мы очень недовольны.

А что же представительство предприятия «Витрайкомхоз», которому было передано обслуживание поселка еще 7 лет назад? Мастер участка Александр Барковский разводит руками — да, есть нюансы... Фронт работы большой, сети старые. Еженедельно приходится ликвидировать три-четыре порыва. Агрогородок растет, здесь построено несколько пятиэтажных домов. Воды катастрофически не хватало, ведь система изначально не была рассчитана на такие масштабы. Напор слабый, а если его увеличить — летят трубы. Теперь вот пришлось станцию обезжелезивания по решению райисполкома и райкомхоза вообще отключить. Уже месяц вода подается населению напрямую, пусть она и некачественная, но зато есть…

Кстати, коммунхозовцы, пойдя на остановку станции, ситуацию вряд ли усугубили. Ведь из-за старых, проржавевших сетей и постоянных аварий очищенная вода все равно приходила в дома и квартиры грязной. Комитетом госконтроля и Витебским зональным центром гигиены и эпидемиологии при проверке «Витрайкомхоза» поднимался вопрос о несоответствии питьевой воды в водопроводе санитарным нормам, предприятию было вынесено предписание об устранении нарушений. Однако последнее так и не было исполнено, за что руководитель привлечен к административной ответственности. Согласно заключениям санстанции, пробы воды после очистки станцией обезжелезивания соответствуют санитарным нормам, а вот вода в водопроводе — нет…

Да и, честно говоря, взглянув на саму станцию, нельзя удержаться от неприятных чувств. На подъезде — настоящие джунгли бурьяна. Внутри — выкорчеванная плитка на полу, зеленая плесень, отсыревшая краска на стенах…

Не доволен работой своих партнеров и руководитель хозяйства Михаил Кривенчук. Он утверждает, что сельхозпредприятие передало УП ЖКХ «Витрайкомхоз» все в полном порядке. Никаких претензий на тот момент не было. С помощью Нацбанка достроили станцию обезжелезивания. Да, замена сетей была предусмотрена, семьдесят процентов всех расходов брал на себя новый собственник «Рудаково», остальное должны были вложить местные органы управления. Видимо, последние понадеялись на богатого спонсора. Одним словом, денег у них так и не нашлось. В итоге сегодня краны бывают сухими даже в административном здании предприятия. Вода остро необходима хозяйству в производственном процессе, а потому принято решение строить свой собственный водозабор на территории мехмастерских. В силу сложившихся причин ему придется взять на обслуживание еще четыре усадебных домика, находящихся неподалеку. Как будет решаться в целом глобальная проблема? Пока неизвестно…

Что ж, пришло время подводить итоги. По утверждению всех заинтересованных лиц, проблема вполне решаема: нужно менять примерно 7,2 километра водопроводных сетей и… строить новую станцию обезжелезивания. Кстати, третью по счету (один недостроенный по каким-то причинам «памятник» здесь уже стоит с советских времен). Кто и за какие деньги это будет делать? Неясно. Так же, как неясно, почему райисполком не смог взять на себя роль координатора в данном процессе. Зачем сегодня хозяйству вкладывать деньги в строительство новой артскважины? Не пришло ли время прекратить дележку на свое — не свое и подойти к решению важного как для самого сельхозпредприятия, так и для жителей вопроса, воссоединив общие силы и средства?

Тем более что вина всех сторон в нынешней ситуации очевидна. Неужели 6—7 лет назад никто даже не догадывался о том, что пригородный поселок будет расти и развиваться дальше? Почему в свое время никто не инициировал его включение в государственную программу «Чистая вода»? Почему генеральным планом развития Новки не было предусмотрено решение данных вопросов? Да, чисто формально, прорабатывая обустройство агрогородка, указали в планах строительство двух артскважин, станции обезжелезивания и 1,8 километра водовода на общую сумму 730,5 миллиона рублей. Деньги на те времена, согласитесь, немалые, особенно с учетом того, что названные объекты уже практически были построены, оставалось лишь довести их до состояния полной готовности. Но решение оказалось половинчатым, вот почему и бездействуют сегодня и станция, и водовод…

Тридцать подписей (!) стоят под актом приемки в эксплуатацию агрогородка, датированным декабрем 2005 года. Есть и соответствующее решение райисполкома. Без всяких сомнений в преддверии нового года должностные лица уверенно засвидетельствовали: нормативы государственных социальных стандартов выполняются в полном объеме, работы по подготовке и вводу агрогородка тоже выполнены полностью. Не дрогнула рука, подписывавшая документ, ни у представителей местных органов власти, ни у того же руководителя хозяйства.

А где сегодня те самые нормативы, из-за которых весь поселок вынужден страдать и денно, и нощно?

…Кстати, «водная болезнь» с той или иной симптоматикой, судя по всему, присуща всему Витебскому району, несмотря на то, что за последние пять лет здесь было реализовано 9 проектов, входящих в программу «Чистая вода», по устройству водообеспечения деревень и поселков на сумму 8,5 миллиарда рублей. Правда, до Новки, где проживает около 3 тысяч человек, руки так и не дошли. Сейчас опять подготовлены «половинчатые», как считают многие, документы на усиление мощностей действующего здесь водозабора и обустройство 800 метров водовода.

Кто конкретно и вдумчиво изучит проблему, просчитает все варианты и сможет сопровождать ее логическое решение? На коммунальщиков надежды мало, ведь, как сообщили «Р» сотрудники Комитета государственного контроля, уже несколько лет подряд в регионе не выполняются утвержденные райисполкомом задания по ремонту сетей и общественных колодцев. А ведь эта работа ни особых финансовых средств, ни затрат труда не требует. Тем не менее доходило до того, что колодец красился лишь с одной стороны — от дороги. Авось, мол, госконтроль с обратной стороны взглянуть не догадается…

В заключение — еще одна явно затянувшаяся история. Жители деревни Шапечино, в которой корреспондент «Р» тоже побывал вместе с сотрудниками госконтроля, страдают от ситуации, прямо противоположной новкинской. Здесь три месяца подряд водонапорная башня выливала излишки откачиваемой из глубин влаги прямо на землю. Мощная струя чистейшей воды успела за это время создать искусственное болото, в котором, вопреки всем санитарным нормам и правилам, привыкли купаться местные буренки. Многие из них даже «загрипповали» от такого экстремального способа спасения от жары.… Жители деревни, по их словам, тоже не единожды звонили в район. Близлежащие огороды затопило, но к решению проблемы УП ЖКХ «Витрайкомхоз» приступило только после неоднократного обращения к ним органов государственного контроля.

Для того чтобы найти деньги на избавление от «жажды» поселка Новка, уже давно нужно было, пожалуй, подсчитать и эти, и другие потери в работе жилищно-коммунального хозяйства, а еще заставить должностных лиц отвечать за явно опоздавшие от темпов современной жизни неэффективные проекты и те самые «половинчатые» решения…

На снимках: в детском саду, где воспитывается 180 малышей, уже хорошо знают, как выжить без воды; заброшенный вид у стратегически важного для жителей Новки объекта — станции обезжелезивания воды, которая так и не смогла оправдать надежд последних; жители деревни Шапечино устали наблюдать искусственный водопад-душ, под которым нежатся коровы, вблизи своих огородов.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter