Не во имя, а для крестьянина

Это мы, журналисты, больше и чаще других обращаем внимание на конечную цель любого действия. Оцениваем не выполнение сиюминутных задач, которые, вне всякого сомнения, важны, поскольку созидательны, а то, во имя чего все эти усилия, порой титанические и героические, предпринимаются. Усилия, я имею в виду, трудовые, конечно. Всякие другие меня в заданном контексте не интересуют. Спросите, почему мы, а не другие, почему не сами участники трудовых достижений и свершений? Им просто некогда, да и не их это функции. 

Не верите, тогда спросите у комбайнера, что он ставит во главу угла, когда от рассвета до заката, не уставая, убирает урожай, и не просто убирает, а старается сделать это по-хозяйски, на совесть, да еще и с рекордным результатом? У агронома, который, может, за исключением зимы, да и то вряд ли, месяц за месяцем колдует над продуктивностью каждого гектара земли... У руководителя сельхозпредприятия, у того и вовсе «голова пухнет» круглый год за исход десятков и порой сотен проблем — по всем направлениям развития производства... Спросите, у кого хотите, про эту самую конечную цель. Ответы будут интересными, иногда — откровенными, возможно, личными, но всегда предсказуемыми: чтобы был хлеб на столе, чтобы родила земля по полной, чтобы производственные показатели были на высоте…

И почти никогда никто из этих очень уважаемых мною людей не скажет: все, что мы делаем в своем благородном труде, делаем для того, чтобы у меня, моего соседа, моих коллег, моих земляков, всех граждан Беларуси было больше… богатства. Чтобы каждый, благодаря стараниям каждого, жил лучше, но не абстрактно и в целом, а конкретно сейчас и повсеместно. А что такое богатство? Это свой дом в деревне, и обязательно со всеми удобствами, без сортира за сараями, хорошая и достойно оплачиваемая работа, на которую каждый день хочется идти, гарантированные выходные дни, возможность культурно и разнообразно отдохнуть, иметь большую семью и нисколько материально не страдать от этого, а, наоборот, получать родительское наслаждение и всяческую поддержку — со стороны родного предприятия, социальных служб, государственных институтов, органов власти…

Почти никто из сельских тружеников не скажет об этом, оценивая конечные результаты своего труда. И не надо. Для этого есть мы, журналисты. Мы обязаны проследить эту цепочку и показать все ее звенья. Потому что труженику говорить об этом все еще стыдновато (Хотя почему? Давно пора избавиться от этой вредной советской привычки.), а нам — в самый раз. Вот мы и говорим. То, что видим.

Мне кажется, на Брестчине именно так и происходит. Пусть простят меня сельчане Прибужья за столь длинную преамбулу, но она здесь уместна. А происходит вот что. Да, завидные, постоянно увеличивающиеся цифры надоев, привесов, намолотов у брестского АПК. Честь и хвала всем участникам этого созидательного процесса. И оценка за достижение подобных результатов очень высока. Государственные награды, многочисленные отраслевые пьедесталы, включая и пьедесталы «Дажынак» — областного, районного уровня. Заслужили! Может, даже маловато иногда этих самых поощрений, но это, как говорят, дело наживное. 

А во имя чего, кого? Нет, даже не во имя — это как-то уж очень по-коммунистически и размыто. А для кого?

Для самого крестьянина. Он на земле — в данном случае брестской — все крепче становится на ноги, обретает свободу и независимость. В чем они заключаются? В возможности жить богато. Вместе со своей областью, со своей страной. Логика этих свобод предельно проста: больше и эффективнее работаешь — лучше живешь. И многое можешь позволить — себе, своей семье, своей родне. Секрета ведь никакого нет: чем радостнее и богаче живет человек, тем нерушимее государство. По брестским деревням, поселкам, агрогородкам это как-то особенно заметно.

Вместе с тем не важно, каков статус у крестьянина: работник СПК, ОАО, КСУП или фермерского хозяйства. Будь он животновод, комбайнер, специалист, председатель, директор — какая разница! Земля как главный источник богатств всех объединяет.

Как добиться на земле еще большего? И ответ на этот непростой извечный вопрос, похоже, на Брестчине знают. Важен выбор правильной стратегии любой кампании, уборочной особенно. Мы, журналисты, ведь помним: управленцы и производственники нацелены прежде всего на результат экономический, от которого потом и танцует вся социальная линейка, все благосостояние. 

Так вот, председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис в июне поручил максимально выгодно использовать уникальную возможность заготовки и концетратов, то есть зерна, и травяных кормов. Ведь как порой бывало: пока жатва идет, косовица — на втором плане. Хватит, сказало руководство области, важно одновременно в одинаковом темпе вести обе страды. Гвоздь решения проблемы: где взять столько механизаторов?

Решение, можно сказать, как топор, лежало под лавкой. На зерноуборочных комбайнах, по крайней мере на многих, вместо двух механизаторов посадили по одному. В столинском СПК «Федорский», например, водители были помощниками у комбайнеров и отвозили зерно. Так же работали некоторые экипажи в кобринском ОАО «Стригово». Что изменилось? А вот смотрите. Жатву провели организованно и закончили одними из первых в области. Урожайность на 12 центнеров выше прошлогодней. И заготовили в расчете на условную голову скота более 17 центнеров кормовых единиц травяных кормов без учета кукурузы, запас сенажа увеличили на 40 процентов. Словом, взяли максимальный урожай и зерна, и трав. За счет кукурузы должны удвоить запас травяных кормов. Такую же тактику применили многие хозяйства, и она себя целиком оправдала. (Вы сегодня о многих примерах и передовиках узнаете из нашего специального выпуска, подготовленного по традиции к областным «Дажынкам».)

Здорово! Но чтобы тактика состоялась, необходима правильная стратегия. А она выработана с безукоризненной точностью попадания. Теперь, следуя заданной теме колонки, вопрос: для кого это обернется выгодой? Он почти риторический, но кратко поясню: выгодно для всех участников процесса. И прежде всего для самого крестьянина. Опять же тому, кто не очень в теме, скажу: кормовой рацион в достатке, животноводческая продукция при высокотехнологическом производстве — сырье в виде молока и мяса, а также продукция с высокой добавленной стоимостью — принесет на счета хозяйств солидную выручку и прибыль. Стало быть, на выходе у этой экономической цепочки человек, крестьянин-труженик. А вместе с ним — его зарплата, социальный пакет ему и семье, свобода в использовании заработанных своим же честным трудом возможностей и бесценный моральный дух. 

Дай бог, чтоб так, как на Брестчине, было везде. А в предстоящую субботу ее хлеборобы, их партнеры соберутся в кобринском Дивине на «Дажынкі». Причем участвовать в фестивале-ярмарке приглашены, как водится у нас последние 25 лет, лучшие из лучших, а отмечать главный крестьянский праздник имеют право все. Эта национальная традиция ведь тоже для крестьян, пик их благородного труда.

С наступающими «Дажынкамі», Брестчина!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter