Не верю в гороскоп...

ОТЕЦ Александр ШИМБАЛЕВ, протоиерей Минского Свято-Духово кафедрального собора, по профессии… астроном. Клирик-ученый, согласитесь, звучит необычно. Отец Александр выступает сразу в нескольких ипостасях. Он — директор воскресной школы Института теологии БГУ, руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии. Его научный интерес — астрономия. Александр Альбертович дает знания об устройстве Вселенной студентам Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

Почему единственный в Беларуси священник-астроном Александр Шимбалев видит в астрологах корыстных шарлатанов и предлагает нам самим созидать свою жизнь

ОТЕЦ Александр ШИМБАЛЕВ, протоиерей Минского Свято-Духово кафедрального собора, по профессии… астроном. Клирик-ученый, согласитесь, звучит необычно. Отец Александр выступает сразу в нескольких ипостасях. Он — директор воскресной школы Института теологии БГУ, руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии. Его научный интерес — астрономия. Александр Альбертович дает знания об устройстве Вселенной студентам Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

— Отец Александр, вы окончили Одесский госуниверситет по специальности «астрономия». Почему возник интерес именно к этой, полной тайн, науке?

— Признаться, уже в детстве меня привлекали книги по астрономии. Мне было интересно исследовать звездное небо, наблюдать за жизнью Вселенной. Я даже сам смастерил телескоп и астрограф — приспособление для фотографирования звездного неба. И к окончанию школы утвердился в мысли продолжать изучение астрономии профессионально. Из родного Гомеля уехал учиться в Одессу: тогда, как, впрочем, и сейчас, в Беларуси не было университетов, где давали бы специальное астрономическое образование. С перерывом на службу в армии одесский вуз окончил в 1991 году.

— Это очень необычно: человек в рясе — ученый-астроном…

— Это более чем естественно. Необычно, возможно, для нашей страны. И исключительно по той причине, что большевики, захватив власть, вели в свое время крупную антирелигиозную кампанию. В народе они хотели «воспитать» атеистическое мировоззрение. Некоторые факты интерпретировались неверно, преподносились читателю или слушателю предвзято, тенденциозно. Поэтому у советского человека формировалось мнение, что наука с религией — в противоречии.

В остальных странах мира все развивалось спокойно. Очень много христианских университетов, в частности католических, где наукой занимаются священнослужители. Есть Папская академия наук. И сегодня многие ученые-священники работают в совершенно разных областях знаний – в биологии, медицине, физике, астрономии… Поэтому необычность восприятия человека в рясе как ученого — только в мировоззрении советского человека. И чем дальше мы уходим от него, тем более естественной становится религия в нашей жизни. Нет той конфронтации, противоречий, которые искусственно навязывались и «подогревались».

— 18 лет как вы преподаете астрономию в педагогическом университете. Проявляют ли ваши студенты интерес к этой науке?

— Студентами я доволен, они стараются. Преподаю на двух факультетах — это около двухсот человек. Студенты-физики два семестра изучают астрономию. Идут лекции, лабораторные работы, а по окончании курса — экзамен. Как экзаменатор я не «мучаю» студентов. Но мне хотелось бы, чтобы люди выучили предмет, поэтому оценки просто так не дарю. Отметка — это показатель уровня знаний. Знаешь — хорошо, нет — на пересдачу. И каждый год обязательно находятся те несколько человек, которые глубоко погружаются в науку — астрономию. С ними работать приятно и интересно.

— СМИ то и дело тиражируют новости о магнитных бурях и других астрономических явлениях. То метеорит в Челябинске, то сильнейшая вспышка на Солнце в октябре прошлого года. С кем вы как практикующий астроном делитесь собственными наблюдениями?

— С читателями — любителями астрономии. У меня вышло более 20 книг на эту тему — атласы звездного неба, путеводители по созвездиям. В них подробно описано, что можно наблюдать любителям астрономии, какие объекты в каждом созвездии. В книгах высказаны и рекомендации по наблюдению за планетами. Это советы профессионала любителям астрономии. В соавторстве с астрономами из Витебского государственного университета им. Машерова — Илларионом Галузо и Владимиром Голубевым — выпускаем учебники для школьников и методические пособия для учителей.

— Знаю, что вы чрезвычайно скептически относитесь к астрологии. Почему?

— Астрология — это вид гадания, которое первоначально появилось как часть мифологического магического мировоззрения древнего мира. Человек не осознавал, как устроены Вселенная, жизнь на планете Земля. Не понимая, что происходит, он пытался подвести события под какие-то знаки. Астрология была как часть научного знания, ценность которого новоевропейская наука подвергла проверке. Физика, медицина, химия, биология, другие фундаментальные науки «выдержали» этот «экзамен», а астрология — нет. Ее «фундамент» — мифологический, знаний объективных не содержит. Поэтому астрологию вычеркнули из общего числа наук.

Интерес к ней в XVIII—XIX веках резко упал. И вновь возродился на волне оккультизма вместе с теориями Юнга и Фрейда, которые притянули астрологические символы к психологическим типам. Но это совсем не означало, что в астрологии появилась какая-то научность. Научность психоанализа Юнга и Фрейда до сих пор ставят под сомнение. Как водится, подобное притягивает подобное. Поэтому и современные астрологические концепции несостоятельны. Они не дают объективного знания. К тому же астрологический фатализм входит в противоречие с христианской верой.

— То есть все гороскопы, которыми пресыщены разнообразные средства массовой информации — это полная чушь?

— Овнам — это, тельцам — то… В эти гороскопы и сами астрологи не верят. Один из таких «профессионалов» заявил, что вероятность таких общих прогнозов — всего 2 процента. Но это же вопиющая необразованность! Есть вероятность — 50 процентов. Это или да, или нет. Что такое два процента? Это уверенное нет.

— Так почему же популярностью нынче пользуются астрологи, экстрасенсы, знахари? На предсказаниях они просто делают бизнес?

— Да. Кто-то таким образом зарабатывает деньги. Причем у людей есть интерес к подобным «предсказателям». Почему? Человек хочет очень быстро получить ответ на любой вопрос, не прилагая абсолютно никаких усилий к тому, чтобы изменить свою жизнь. Вот люди и ищут так называемых «бабок», знахарей, экстрасенсов… Те вроде как поколдуют чуть-чуть — и все изменят. Людям самим нужно трудиться над созиданием своей жизни, над характером. Но прийти и заплатить деньги за свою судьбу… Все это манит. Поэтому предсказатели, читай — прорицатели, экстрасенсы, знахари и тем подобные — пользуются популярностью. И спрос на них сохранится до тех пор, пока люди будут перекладывать ответственность за свою жизнь на другие плечи. Но чаще всего это обманщики.

— Выходит, нам стоит научиться отделять духовное «зерно от плевел»? Этому учат в воскресных школах? Отец Александр, можно ли назвать сегодня увлечение религией  модой?

— Модными можно было назвать воскресные школы в начале 90-х, когда активизировалась деятельность Церкви. Теперь тот факт, что родители приводят детей в воскресные школы, — это данность, глубокая вера людей, понимание того, что без Бога нет насыщенной и осмысленной жизни. Поэтому все больше людей стараются воспитывать своих детей в традициях христианства, стремятся жить с Богом с первых дней брачного союза. Сегодня можно констатировать рост религиозности, искреннее углубление веры в наших гражданах.

В Минске существует не одна воскресная школа. Воскресная школа Института теологии БГУ, которой мне доводится уже много лет руководить, создана Христианским образовательным центром имени святых Мефодия и Кирилла. Занятия в ней — для детей с 6 лет, у нас 4 группы, но есть и взрослая группа. Методология преподавания христианской этики — своя, а методик — масса. Это кукольный театр «Батлейка» для детей, занятия по рисованию, другое.

Успешно развиваются воскресные школы в глубинке, на селе. Все зависит от активности священника, который служит в храме. Прекрасно работает, например, настоятель Свято-Покровской церкви в деревне Чижевичи Солигорского района протоиерей Михаил Понуждаев. В том селе построили даже Духовно-образовательный центр. В агрогородке Солтановщина Несвижского района при старинном храме Святой Троицы не только воскресная школа, но и летний православный лагерь для детей «Святая Русь». Служит в Солтановщине иерей Олег Абрамович. Можно привести много других примеров, где духовенство в деревнях активно работает с людьми.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter