Между Украиной и Беларусью 21 октября разгорелся скандал, который не урегулирован до сих пор. Самолет «Белавиа», выполнявший рейс из Киева в Минск, угрозами вынудили вернуться обратно в аэропорт «Жуляны».
На борту белорусского «Боинга 737-800» находилось 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта «Жуляны» в 15.25. В 15.36 за 50 километров до входа в воздушное пространство Беларуси командиру воздушного судна поступило указание от киевского диспетчера о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Удивленному экипажу было объявлено, что в случае неподчинения за ними отправят... истребители! Если вспомнить ситуацию со сбитым малазийским «Боингом», то такие заявления не могли не напугать.
В 15.55 белорусский лайнер приземлился в аэропорту «Жуляны».
После посадки с борта воздушного судна правоохранительные органы Украины сняли одного пассажира, из-за которого, как оказалось, и начался весь этот сыр-бор. Правозащитника, российского журналиста, гражданина Армении Армена Мартиросяна. У него якобы пытались найти флешку с какой-то «секретной» информацией.
Тем временем самолет отпустили, и он благополучно долетел до Минска. Позже стало известно, что Мартиросян после обыска улетел в Беларусь следующим рейсом.
И что самое удивительное: если СБУ был нужен
Мартиросян, почему они его не задержали еще в аэропорту, где это можно было сделать без шума и пыли?
Видимо, просто проворонили и затем, исправляя свою ошибку, пошли на крайние меры.
НОТА ПРОТЕСТА
На следующий день, 22 октября, в Министерство иностранных дел Беларуси был вызван временный поверенный в делах Украины в Беларуси Валерий Джигун. Ему вручили ноту протеста и потребовали четких объяснений. А «Белавиа» – компенсацию за то, что пришлось гонять туда-сюда самолет. «Белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны», – говорится в документе.
– У нас вызывает удивление позиция украинских партнеров, в отношении которых Беларусь всегда придерживалась добрососедской и дружественной линии, – сказал начальник управления информации МИД Беларуси Дмитрий Мирончик. – Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы сотрудничества по линии силовых структур.
Украинцы стали оправдываться: мол, никакими истребителями народ не пугали.
– Мы попросили вернуть самолет, так как имели обоснованные подозрения. Это касается безопасности, это нормальная мировая практика, – заявила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.
Было бы интересно уточнить: поднимали бы в Киеве истребители, если бы это был самолет США или Германии?
Несмотря на благополучное завершение истории, эксперты отрасли дали этому инциденту довольно жесткую оценку.
– Украинский диспетчер нарушил сразу ряд правил международного воздушного кодекса и действовал в стиле какой-нибудь банановой республики, а не государства, уважающего летные законы, – подчеркнул специалист по безопасности полетов, авиаэксперт Александр
Романов. – Угрозы поднять истребители против пассажирского лайнера недопустимы в принципе! Произошедшим не может не заинтересоваться Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая в итоге и даст оценку инциденту.
Хроника разворота
Украина в своем репертуаре: да вы шо – какие истребители? В ответ на это в минувший понедельник «Белавиа» передала агентству Белта аудио с бортовых самописцев – переговоры с диспетчерской аэропорта «Жуляны».
Диспетчер:
– «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
– Слухаю.
Диспетчер:
– «Белавиа-840», поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.
Пилот:
– А что случилось такое?
Диспетчер:
– В эфир не могу передать. «Бел-авиа-840», по прибытии все узнаете.
Пилот:
– Не понял че-то я, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос:
– «Белавиа-840». Это кто информацию передал?
Диспетчер:
– «Белавиа-840», «Украэроцентр».
Пилот:
– А причина какая?
Диспетчер:
– «Белавиа-840», я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот:
– «Жуляны», да?
Диспетчер:
– Так точно, «Жуляны».
Пилот:
– Хорошо, разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.
– Что за ерунда!
– Бред какой-то!
– «Белавиа-840». Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.
– Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight.
АТС (аэронавигационная информация и управление):
– Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero.
Пилот:
– Пипец, блин!
АТС:
– Belavia eight four zero descent for at level one one zero.
Пилот:
– Descent for one one zero eight four zero.
– Check.
Переговоры внутри кабины продолжаются.
– ...(нецензурная брань), не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!
– Бред какой-то вообще, блин!
– Собственно, могли бы уже уйти… (неразборчиво)… авиация мы уже «лазду» проходим.
Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот:
– Belavia eight four zero. Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер:
– Belavia eight four zero, уточняем, сейчас… (неразборчиво).
Пилот:
– Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно, мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).
– Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.
– Блин, мы ушли бы уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… (неразборчиво)… мы недоступны.
– Какая-то ерунда, блин!
– Какой курс сказал? 180, да?
– Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.
– Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.
Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:
– Ну, пока сами ничего не знаем.
– Да не знаю.
АТС:
– Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent?
Пилоты:
– А (продолжительное), причину уточнили? «Белавиа» восемь четыре ноль.
– Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь:
– «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
– Да.
Диспетчер:
– «Белавиа-840», говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот:
– Понятно, возвращаемся.
Диспетчер:
– «Белавиа-840», меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот:
– Сейчас мы все уточним.
Переговоры внутри кабины:
– Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.
– Ну заходи.
Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.
– Возвращаемся в «Жуляны». Ну не знаю, сказали возвратиться.
– По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.
– Сколько у нас пассажиров?
– Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер:
– «Белавиа-840», принял. Спасибо. Снижайтесь.