Между Украиной и Беларусью 21 октября разгорелся скандал, который не урегулирован до сих пор

Не вернетесь в аэропорт – поднимем боевую авиацию

Между Украиной и Беларусью 21 октября разгорелся скандал, который не урегулирован до сих пор. Самолет «Белавиа», выполнявший рейс из Киева в Минск, угрозами вынудили вернуться обратно в аэропорт «Жуляны».

На борту белорусского «Боинга 737-800» находилось 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта «Жуляны» в 15.25. В 15.36 за 50 километров до входа в воздушное пространство Беларуси командиру воздушного судна поступило указание от киевского диспетчера о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Удивленному экипажу было объявлено, что в случае неподчинения за ними отправят... истребители! Если вспомнить ситуацию со сбитым малазийским «Боингом», то такие заявления не могли не напугать.



В 15.55 белорусский лайнер приземлился в аэропорту «Жуляны».

После посадки с борта воздушного судна правоохранительные органы Украины сняли одного пассажира, из-за которого, как оказалось, и начался весь этот сыр-бор. Правозащитника, российского журналиста, гражданина Армении Армена Мартиросяна. У него якобы пытались найти флешку с какой-то «секретной» информацией.

Тем временем самолет отпустили, и он благополучно долетел до Минска. Позже стало известно, что Мартиросян после обыска улетел в Беларусь следующим рейсом.

И что самое удивительное: если СБУ был нужен 

Мартиросян, почему они его не задержали еще в аэропорту, где это можно было сделать без шума и пыли? 

Видимо, просто проворонили и затем, исправляя свою ошибку, пошли на крайние меры.

НОТА ПРОТЕСТА

На следующий день, 22 октября, в Министерство иностранных дел Беларуси был вызван временный поверенный в делах Украины в Беларуси Валерий Джигун. Ему вручили ноту протеста и потребовали четких объяснений. А «Белавиа» – компенсацию за то, что пришлось гонять туда-сюда самолет. «Белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны», – говорится в документе.

– У нас вызывает удивление позиция украинских партнеров, в отношении которых Беларусь всегда придерживалась добрососедской и дружественной линии, – сказал начальник управления информации МИД Беларуси Дмитрий Мирончик. – Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы сотрудничества по линии силовых структур.

Украинцы стали оправдываться: мол, никакими истребителями народ не пугали.

– Мы попросили вернуть самолет, так как имели обоснованные подозрения. Это касается безопасности, это нормальная мировая практика, – заявила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.

Было бы интересно уточнить: поднимали бы в Киеве истребители, если бы это был самолет США или Германии? 

Несмотря на благополучное завершение истории, эксперты отрасли дали этому инциденту довольно жесткую оценку.

– Украинский диспетчер нарушил сразу ряд правил международного воздушного кодекса и действовал в стиле какой-нибудь банановой республики, а не государства, уважающего летные законы, – подчеркнул специалист по безопасности полетов, авиаэксперт Александр 

Романов. – Угрозы поднять истребители против пассажирского лайнера недопустимы в принципе! Произошедшим не может не заинтересоваться Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая в итоге и даст оценку инциденту.

Хроника разворота

Украина в своем репертуаре: да вы шо – какие истребители? В ответ на это в минувший понедельник «Белавиа» передала агентству Белта аудио с бортовых самописцев – переговоры с диспетчерской аэропорта «Жуляны».

Диспетчер:

– «Белавиа-840», Киев-Радар.

Пилот:

– Слухаю.

Диспетчер:

– «Белавиа-840», поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.

Пилот:

– А что случилось такое?

Диспетчер:

– В эфир не могу передать. «Бел-авиа-840», по прибытии все узнаете.

Пилот:

– Не понял че-то я, это кто вам передал?

Не получив ответа, пилот дублирует вопрос:

– «Белавиа-840». Это кто информацию передал?

Диспетчер:

– «Белавиа-840», «Украэроцентр».

Пилот:

– А причина какая?

Диспетчер:

– «Белавиа-840», я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.

Пилот:

– «Жуляны», да?

Диспетчер:

– Так точно, «Жуляны».

Пилот:

– Хорошо, разворачиваемся.

Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.

– Что за ерунда!

– Бред какой-то!

– «Белавиа-840». Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.

– Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight.

АТС (аэронавигационная информация и управление):

– Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero.

Пилот:

– Пипец, блин!

АТС:

– Belavia eight four zero descent for at level one one zero.

Пилот:

– Descent for one one zero eight four zero.

– Check.

Переговоры внутри кабины продолжаются.

– ...(нецензурная брань), не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!

– Бред какой-то вообще, блин!

– Собственно, могли бы уже уйти… (неразборчиво)… авиация мы уже «лазду» проходим.

Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.

Пилот:

– Belavia eight four zero. Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.

Диспетчер:

– Belavia eight four zero, уточняем, сейчас… (неразборчиво).

Пилот:

– Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно, мы над Беларусью.

Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).

– Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.

– Блин, мы ушли бы уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… (неразборчиво)… мы недоступны.

– Какая-то ерунда, блин!

– Какой курс сказал? 180, да?

– Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.

– Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.

Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:

– Ну, пока сами ничего не знаем.

– Да не знаю.

АТС:

– Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent?

Пилоты:

– А (продолжительное), причину уточнили? «Белавиа» восемь четыре ноль.

– Поставь Киев.

Диспетчер снова выходит на связь:

– «Белавиа-840», Киев-Радар.

Пилот:

– Да.

Диспетчер:

– «Белавиа-840», говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.

Пилот:

– Понятно, возвращаемся.

Диспетчер:

– «Белавиа-840», меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.

Пилот:

– Сейчас мы все уточним.

Переговоры внутри кабины:

– Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.

– Ну заходи.

Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.

– Возвращаемся в «Жуляны». Ну не знаю, сказали возвратиться.

– По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.

– Сколько у нас пассажиров?

– Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.

Диспетчер:

– «Белавиа-840», принял. Спасибо. Снижайтесь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter