Мир борется с современными фейками — и боится их усовершенствования

Не верь глазам своим?

Фейки становятся все изощреннее, а борьба с ними приобретает поистине глобальный масштаб.

Сегодня у любителей истории и сотрудников органов госбезопасности знаковый юбилей. 16 августа 1924 года в центре Минска завершилась уникальнейшая операция «Синдикат-2», вошедшая в учебники разведок всего мира. Из-за границы был выманен и арестован неуловимый террорист-эсер, прозаик и публицист Борис Савинков, принимавший участие в убийствах царского министра Плеве и великого князя Сергея Александровича, покушениях на Столыпина и советского наркома Чичерина. Двухлетняя оперативная игра ГПУ была поистине филигранной: чекистами была, по сути, создана фальшивая антисоветская организация. Говоря сегодняшним языком — грандиозный и филигранно сработанный фейк, настолько убедительный, что сверхосторожный Савинков в него поверил. Сегодня, 85 лет спустя, большие и малые фейки стали обыденностью, причем преследующей, увы, отнюдь не благие цели. Перед планетой встала новая задача — загнать фейкового джинна в кувшин закона.
Фото ucrtoday.ucr.edu

Мировое признание


Проблема эта вовсе не надуманная. Фальшивые новости (фейки) стали медиаявлением, которое все чаще упоминают уже не просто эксперты, но и лидеры мировых держав. Что вполне объяснимо: при современном уровне развития информационных технологий лавинообразно распространяемые фейки сродни «информационным терактам». После расстрелов посетителей американских торгово-развлекательных центров в Эль-Пасо и Дейтоне президент США Дональд Трамп не сдерживал себя: «Фейковые новости способствуют злобе и гневу. Освещение событий в новостях должно стать честным, иначе эти ужасные проблемы только усугубятся!» Опасения политика подтвердил медиапрофессионал, директор агентства «Франс Пресс» Фабрис Фрис: «В век фейковых новостей масс-медиа должны проповедовать правду, причем распространять ее как можно быстрее, потому что ложь может приводить к катастрофическим последствиям».

Еврокомиссар по безопасности Джулиан Кинг фейковые новости назвал стратегической опасностью для ЕС. При этом он подчеркнул, что они становятся особенно опасными, когда люди теряют веру в свою политическую систему. Как тут не вспомнить распад СССР и предшествовавший ему рост общественного недоверия к руководящей партии…

БОТАЮЩИЕ ПО ФЕЙКУ

В интернете, аудитория которого по данным английского аналитического агентства We Are Social составляет 4,4 миллиарда человек, менее 60% публикуемых сообщений пишется реальными людьми. Остальное генерируют боты (специальные программы), а также автоматические агрегаторы новостей, в том числе и фейковых.
Механизм такой лжи, распространяемой через соцсети, раскрывает эксперт по вопросам кибербезопасности из Стэнфордского университета Алекс Стамос: «Существует несколько различных моделей. Преимущественно это не боты, это люди. И эти люди создают группы, выступающие драйверами специфических сообщений, вызывающих сильные распри, и затем пытаются сплотить людей, чтобы те присоединились к этим группам или стали подписчиками этих страниц. Они способны сплотить этих людей с помощью рекламы или спама в других группах, которые могут иметь политически родственную тематику».

Фальшь уходит в глубину


В нынешнем году появились фейки нового поколения, в которых трудно заподозрить подделку. Так, в июне конгресс США всерьез обсуждал «пристрастие к алкоголю» лидера американских демократов Нэнси Пелоси: в соцсетях появились видеоролики с политической конференции в Вашингтоне, на которых у политика заплетался язык и терялась нить высказывания. Видеоролики набрали около 7 миллионов просмотров, на них клюнул даже президент Трамп, язвительно отреагировав в своем Twitter. Позже выяснилось, что это был фейк: авторы роликов просто в некоторых местах замедлили или ускорили скорость воспроизведения видео. В июле похожая история произошла с украинским президентом Владимиром Зеленским: в интернете появилась нарезка видеофрагментов с его «неестественным поведением» на одном из совещаний.

И это только начало. Эксперты отмечают выход фейков на принципиально новый уровень – появляется так называемый deep fake (глубокая фальшивка). Компьютерные технологии и нейронные сети позволяют заменить движения губ и речь человека на видео. Это открывает широкие возможности для новых провокаций, а переход к использованию deep fake в политической сфере вопрос лишь времени. Буквально на днях газета The Wall Street Journal опубликовала большой материал, посвященный новому явлению. И разместила на своем сайте видеоролик, демонстрирующий возможности подмены речи. В этом ролике были заменены слова в телевыступлении Барака Обамы, который вдруг «заявил»: «Президент Трамп -- толстый тупой идиот. Вы видите меня, но понимаете, что я бы никогда не сказал этих слов. Опасное время». Ни визуально, ни на слух фальшивку было не распознать: мимика экс-президента США была синхронизирована со словами, произнесенными актером.

«А что, если кто-то сфабрикует видео, на котором Трамп заявляет, что запустил ракеты в сторону Ирана или Северной Кореи, и у нас не будет времени разобраться, правда это или нет?», -- ужаснулся на страницах Los Angeles Times профессор университета Беркли Хани Фарид. «Просто представьте себе последствия поддельного голоса мирового лидера, который делает воинственные заявления, подкрепленные фальсифицированными видео. Смогут ли граждане или военные генералы определить, что это фальшивка?», -- вторит ему британский журналист Вильям Веслер. Опрошенные газетой The Guardian эксперты также настроены обреченно: «Нам часто говорили не верить всему, что мы читаем, но скоро нам нужно будет сомневаться во всем, что мы видим и слышим».

ОТ ИНДУСТРИИ ФАКТА -- К ИНДУСТРИИ ФЕЙКА

Сегодня обычный потребитель информации не ищет фактов, он спокойно сам распространяет фейки, поскольку они более соответствуют его модели мира. У индустрии фактов была небольшая армия журналистов, у индустрии фейков -- миллионы читателей, каждый из которых одновременно является и распространителем информации.
Надо признать, что к проблеме фейковых новостей в соцсетях не относились серьезно вплоть до президентских выборов в США 2016 года. Именно тогда миллионы американцев принялись обсуждать новости о том, что «лидеры демократической партии -- это секта педофилов, которая устраивает оргии в пиццериях», а «Елизавета II пообещала зарубить Трампа мечом». Североамериканские психологи Гордон Пенникук и Дэвид Рэнда объясняли данный феномен так: «В нашей политической культуре полно людей, которые готовы поддерживать и распространять самые нелепые заявления, если они соотносятся с их идеологической позицией».

Правда, способная себя защитить


Но тиражирование нелепостей чревато катастрофой. Столь же очевиден и другой аспект: исключительно силами журналистов проблемы не решить. Ведущие страны мира осознали это сполна -- и приступили к выстраиванию профессиональных систем защиты от фейков. По сути, разъедающая общество коррозия фейков провозглашена угрозой национальной безопасности, а реагирование на подобного рода явления -- прерогатива государственных спецслужб. «Мы создадим из имеющихся возможностей отдельный орган по обеспечению безопасности коммуникаций, -- заявило британское правительство в официальном релизе, распространенном среди ведущих мировых СМИ. -- Его задачами будет борьба с дезинформацией со стороны государств и частных лиц. Такой орган поможет нам выработать приоритеты нашей нацбезопасности и более систематично сдерживать наших противников».
Зачем Facebook автоматически удалил более 3 миллиардов аккаунтов?
В Германии с 1 января 2018 года заработал закон, который обязал социальные сети с более чем 2 миллионами зарегистрированных пользователей следить за своим контентом. На сегодня правительство ФРГ выбрало 7 таких сетей: Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, Google+, Pinterest и Soundcloud. Если соцсеть на жалобу не реагирует и подобный случай не единичный, компании-владельцу грозят до 50 миллионов евро штрафа.

На законодательном уровне пытается бороться с фейками и Франция. Власти Вьетнама набрали около 10 тысяч человек для отслеживания постов в соцсетях. В Египте блогеры, имеющие более 5 тысяч подписчиков, считаются средствами массовой информации и несут полную ответственность за распространение фейков или подстрекательство к нарушению законов. В Китае частные СМИ имеют право размещать только те новости общественно-политического характера, которые уже вышли в государственных медиа. Стремятся к «самоочищению» и сами социальные сети: так, Facebook распознал и автоматически удалил более 3 миллиардов фейковых аккаунтов.

К счастью, упомянутые уже психологи Пенникук и Рэнда, проведя соответствующие исследования, пришли к обнадеживающим результатам: «Более склонные к размышлениям и рефлексии люди лучше отличали правду от лжи независимо от того, как заголовок соотносился с их политическими убеждениями. Помимо политических взглядов, мы учитывали также демографические факторы, образование». Иными словами, природный интеллект пока сильнее машинного. Если это, конечно, не фейковое исследование.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter