Обильно цитировать Писание не означает быть автоматически правым

Не ведают, что творят

Двое известных отечественных «богословов» Павал Северинец и Змитер Панковец завели в публичном пространстве спор об «уместности молитвы на уличных (планово противозаконных, если что) акциях». Один из аргументов прозвучал весомо: «Надо, чтобы было, как на Майдане». Вы думаете, анекдот про «а нас-то за что?!» выдуман из головы? Нет, взят из жизни.

К дискуссии подключились «историки» и другие «мыслящие интеллигенты». В сети откровения от Иоанна скрещивались с посланиями от Павла (не Северинца, если что), лучшие умы едва не стали считать, сколько ангелов уместится на кончике пера у одного и у другого (Павала и Змитера, если что). Отечественное «политическое богословие» - наука молодая, посему придется немного подождать, пока она дозреет до правильной постановки вопроса. Не «до несанкционированного митинга молиться или после?», а «вместо». Ничего, дождемся, на то они и лучшие умы.

Тогда и не нужно будет тратить эрудицию, призывая на помощь авторитетов от Зенона Элейского до Зенона Китийского. Между тем речь идет о вере. А это штука опасная, стихийная и трудноуправляемая. Что бы там себе ни воображал наш «апостол Павал». Во всяком случае, порядок он обеспечить не способен даже промеж сотни апологетов − доказано.

Оба «богослова» должны хорошо помнить историю одного отечественного деятеля (тоже Зенона), который фанатично верил, что лежащие заводы, падающий в пропасть «зайчик», табачные бунты и бандиты на дорогах – это пустяки и ерунда. Главное, чтобы все заговорили на «мове», помолились в Куропатах. И все само собой образуется.

Но «само собой» происходило лишь деление на «чистых − нечистых» в этой его парадигме. Не можешь (не хочешь) на «мове» – вот ты и есть «имперская гебня». Это то же самое, что «враг народа», только в 1990-х. В символах и дефинициях «новой веры», которая единственно и приведет белорусов… Вот только куда, точно не говорилось. Куда-то в рай, там все будет, верьте.

В этой своей вере «лидер движения за независимость» весьма походил на какого-нибудь аятоллу или, если хотите, Савонаролу. Да, гражданской войны у нас не случилось, но отнюдь не по его вине. Как говорил советский классик, «сейчас он официантом в Лондоне, жалеет страшно». Раз уж вы такие богословски эрудированные, должны помнить и знать. И даже выводы сделать.

Уж во всяком случае перестать кликушествовать: мол, «государство при смерти», «мы уже у них во рту, в оперативном тылу», «надо молиться, чтобы спасти Беларусь» и прочие всадники апокалипсиса, проливающие на каждом шагу чаши. Нагнетать эмоции, вытесняющие разум, - это прием какой пропаганды, не вспомните?    

Однако давайте попробуем и мы с вами почитать источники, на которые диспутанты, зовущие нас «на акции», ссылаются. «А иже аще соблазнит единого малых сих, уне есть ему, да обесится жернов оселкский на выи его, и потонет в пучине морстей». Почему же они именно что соблазняют и именно что молодежь? Или это просто в традициях современной «Нашай Нiвы» - цитировать выборочно?

Арамейским на папирусе ясно и недвусмысленно сказано: «Отдайте Богу богово, а кесарю – кесарево». Иначе говоря, не лезьте, коли не умеете, в дела государства, займитесь собою. Ведь против чего, если вдуматься, призывают протестовать наши «политические богословы»? Против интеграции, иначе говоря, − против экономического договора двух хозяйствующих субъектов.

Раз кто-то полагает себя вправе вмешиваться, давайте начнем с малого. Пусть «ИП Дынько» отныне любое свое экономическое действие согласовывает с «апостолом Павалом». Тогда на вопрос одного «А меня-то за что?!» другой сможет увещевать: вот такая она у нас нынче, христианская демократия. Если у них получится, можно будет распространить этот христианско-демократический опыт на другие «независимые издания, партии и движения». И лишь потом что-то там думать в масштабе государства.

Но нет. «Утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?» - Л.Филатов. «Никто не может запретить мне во время выступления на площади помолиться за Беларусь: ни Панковец, ни ПЕН-центр, ни Путин» - П.Северинец.

Со стороны глядя на богословский диспут, можно уверенно подытожить: не богоугодное это дело − противоправные митинги. Фондоугодное, грантоугодное, хайпоугодное, тиражеугодное – какое угодно, только не это. Поэтому никто не может и нам с вами запретить все-таки помолиться за неразумных и малых, которые упорно где-то там собираются.

Именно помолиться, ибо не ведают, что творят.

mukovoz@sb.by   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter