Не вал должен править бал

Хозяйства получают невысокие надои, низкие урожаи и при этом еще сетуют на недостаток денег
О предприятиях, что годами не вылезают из нижней, извините, части производственно-экономического рейтинга, говорят и пишут значительно меньше, чем о лидерах. Последние, как, впрочем, и многие середняки, постоянно на слуху, а об аутсайдерах почему-то предпочитают не упоминать. Мол, что с них взять, если корова здесь дает две тысячи килограммов молока в год, зерна берут двадцать, картофеля -- хорошо, если сто центнеров с гектара получится. Может такое производство себя оправдать? Нет. Зачем тогда огород городить? Для вала и плана. Ладно, каждый, как говорится, по-своему с ума сходит, но в нашем случае все это непотребство творится на деньги, которые выделяются из бюджета на поддержку производителя, развитие агробизнеса. Только боюсь, что руководители таких вот хозяйств ни малейшего понятия не имеют, что же это такое, агробизнес, как заработать самому, а не сидеть на шее у государства. 

По итогам прошлого года концы с концами не могли свести свыше 430 сельхозорганизаций Минсельхозпрода. Их общий убыток -- почти в семь триллионов рублей. За их работу, напомнил в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент, персональную ответственность несут председатели райисполкомов. Элементарное наведение порядка, соблюдение дисциплины и технологических требований, четкая организация работ должны дать серьезный толчок для преодоления отставания. Об этом, кстати, говорится и в Указе № 78 о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса республики. 

Кажется, всем все понятно. Остается только организовать работу так, как требует время -- повышать производительность, снижать себестоимость, увеличивая отдачу пашни, кормовых угодий, животных. Задача сложная, но посильная. Я, например, никогда не понимал и теперь не понимаю: зачем держать коров, которые дают менее двух тысяч килограммов молока? Но ведь держат почему-то. В прошлом году как раз такие надои были в 11 хозяйствах. Это 0,9 процента общего количества. Еще в 58 за две с половиной тысячи хоть с трудом, но перевалили.

 Аутсайдеры эти в основном концентрируются на Витебщине и Минщине. В первом регионе поступили по-хозяйски -- избавились почти от двадцати тысяч непродуктивных животных, сохранив корма и получив от них реальную отдачу. Давно пора. Потому что ничего здесь революционного нет -- ни один крестьянин, которому нужно реальное молоко для семьи, не станет держать на подворье таких вот «коз-кормилиц». 

У одного фермера как-то поинтересовался, сколько у него в хозяйстве надаивают молока от коровы, заготовлено кормов в расчете на условную голову, другими производственными показателями. Конкретных ответов не получил. Какая разница, сколько надоил, говорил собеседник. Куда важнее, сколько продал, выручил денег, наконец, сколько реализованного молока приходится в расчете на корову и когда она себя окупит продукцией. Подход чисто коммерческий. Экономика, а не вал должна править бал. В первую очередь нужно считать деньги, просвещал меня фермер, а потом, если желание будет, заморачиваться плюсами и минусами. Примерно такой критерий работы и у генерального директора агрокомбината «Дзержинский» Дзержинского района Иосифа Полочанина, многих других руководителей сельхозпредприятий. 

Но далеко не все готовы считать, анализировать, принимать экономически выверенные решения, отстаивать свою точку зрения. Соглашаться удобнее. Нетрудно представить, насколько глубоко в некоторых засел устаревший стереотип мышления, когда о результатах судят не по выручке, а по показателям. Больше надоил, вырастил, собрал, увеличил по сравнению с предыдущим годом -- молодец. А во сколько обошлась прибавка -- неважно, посчитаем потом. Когда поправить уже ничего невозможно. В таком случае остается по старинке работать на вал, присоединять убыточные сельхозпредприятия к неперспективным инвесторам, а потом искать деньги даже на выплату зарплаты. Если посчитать упущенную выгоду, а только из-за перерасхода молока на выпойку телят в прошлом году недополучено примерно 1,4 триллиона рублей, плюс потери на его качестве из-за недостаточного количества кормов, других незадействованных резервов, то набирается огромнейшая сумма. И когда во время полевых работ некоторые сетуют на дефицит минеральных удобрений, то так и хочется спросить: на сколько можно было пополнить их запасы за счет упущенной выгоды? Полагаю, этого никто не считал, хотя бы для себя. 

Важнейший элемент оздоровления экономики села, говорится в Послании Президента к белорусскому народу и Национальному собранию, это вытягивание отстающих коллективов до уровня средних, а тех, в свою очередь, -- до передовиков. Отчасти эта задача решается уже на весеннем поле. И, конечно же, на фермах. 


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter