
Главный сюрприз «Дракона» в том, что разговорчивое чудище, не любившее цыган, играет женщина, прекрасная актриса СХТ Виолетта Сарвирова. Тут же возникают неизбежные коннотации: что режиссер имеет в виду? Дьявол разговаривает с нами через женщину? Сарвирова хороша и обольстительна в этой роли. Если заводят сегодня пресыщенные горожане поросят, енотов и удавов у себя в квартире, то и такой дракоша мог бы жить на балконе. Эти гендерные игры, конечно, не новы. В недавних «Трех сестрах» Константина Богомолова в МХТ барона Тузенбаха играет Дарья Мороз. Важно, чтобы было что–то еще, кроме модного приема. Внутреннее наполнение, а оно тут есть. Кстати, можно вспомнить, что именно в спектакле «Дракон» Богомолова Олег Табаков, с которым Владимира Ушакова связывали хорошие партнерские отношения, сыграл свою последнюю роль — Бургомистра.
Звезды Нового драматического театра — Сергей Толстиков и Павел Чернов щедро украшают спектакль своей витальной органикой. Толстиков предстает в роли кота Машеньки. «Да, я кот, но люди иногда так невнимательны, — сетует в спектакле бедный Машенька. — Хозяева мои до сих пор удивляются, что я еще ни разу не окотился. Говорят: что же это ты, Машенька? Милые люди, бедные люди!» Павел Чернов хлестко и азартно играет представителя золотой молодежи — сына Бургомистра Генриха.
В мозолистых режиссерских руках Владимира Ушакова «Дракон» превратился в памфлет. Тут много черного юмора и гротеска. Временами это чистый фарс, и в такие мгновения мудрая интонация Евгения Шварца оказывается заглушенной яркими попсовыми приемами. Они в современном спектакле, конечно, тоже должны быть. К тексту артисты отнеслись не без вольностей, но дух и буква Шварца, по большому счету, все–таки сохранены. Зал в какие‑то моменты просто падает от хохота. Есть и серьезные трагикомические сцены, подлинный лиризм. Заметно, например, что Виталий Новиков вложил в свою роль Бургомистра много личного житейского опыта.
Ощущение праздника и четко выраженной режиссерской идеи в этом премьерном «Драконе» есть. Буффонада, актерское шутовство, иногда переходящее в откровенное паясничанье, роднит его со средневековым площадным театром. Паяцам и лицедеям можно все, они же как дети. Сквозь мимику артистов СХТ просвечивают лукавые улыбки скоморохов, участников ярмарочных балаганов и батлеечных представлений давно минувших дней.
Добрый зритель в 9–м ряду.