Секрет молодости Светланы СУХОВЕЙ — ее активная жизнь.
— Светлана Ивановна, о женском возрасте не принято говорить. Но с вами как раз тот случай, когда цифра способна удивить и восхитить: в 65 прекрасно выглядите, востребованы. Это внешнее впечатление. А каково ваше внутреннее самоощущение ?
— Мне кажется, что сегодня я двигаюсь быстрее, чем в юные годы. Житейские обстоятельства складываются так, что хочешь не хочешь, а приходится все успевать. Если честно, мне нравится жить «быстро». Я привыкла к активному ритму и в работе, и в личном. В театре занята в двух последних премьерах по Чехову и по Островскому. Недавние работы в кино — вторая часть проекта «Ой, ма-моч-ки» и «Автошкола». Я живу сейчас на две страны и на два города: Беларусь — Россия, Минск — Серпухов. В Подмосковье живут моя мама и тетя. Возраст почтенный, под 90. Опекаю их и делаю это не просто из чувства долга. Мне в радость отдавать самым близким людям то, что они дарили мне многие годы: заботу, тепло, любовь. Хочу как можно дольше наслаждаться общением с семьей.
— Семьям актеров приходится непросто. Какое огромное терпение нужно от близких, какая любовь, чтобы смириться с постоянными разъездами, поздними возвращениями домой со спектаклей и съемок. У вас есть ощущение «потерянного времени»? Недоданного родителям, ребенку, внукам, дому внимания?
— Так сложилось, что я не домохозяйка и не домосед. Но семья была и остается для меня самым главным в жизни. Я всегда старалась найти как можно больше времени на общение, а главное — на помощь родным. Дальше — больше. Сейчас, когда у меня двое внуков, я просто купаюсь в счастье. Борислав и Варвара — моя отдушина, которая заставляет все успевать. Дочь не выбрала мою профессию, хотя с трех лет мы с мужем (у Светланы Суховей был 16-летний брак с актером Анатолием Терпицким. – Авт.) брали ее в театр. Моя Анастасия — дизайнер, и я уважаю ее выбор. Нельзя детей лепить под себя. Мы живем все вместе — я и семья дочери. И время, и тепло для них находились даже в те непростые времена, когда, кроме творческой, я занималась еще и общественной, парламентской деятельностью.
— Это одна из самых необычных и вызывающих особое уважение страниц вашей биографии — работа в Доме правительства. Законотворчество и актерство — это оказалось совместимым? Как чувствовали себя в роли политического деятеля?
— Очень органично. В этой сфере мне удалось задержаться на четыре года, и казалось бы, такой небольшой период, но дал мне очень многое. Я получила колоссальный опыт общения с людьми — приходилось много ездить по стране, встречаться с представителями самых разных профессий. Я увидела изнутри систему, познала законы. И самое главное — это то, что я успела сама сделать. Не стыжусь, а горжусь: принимала участие в разработке новой редакции закона об авторских и смежных правах. Это касалось меня лично, как актрису, работника сферы визуального искусства, поэтому именно этот закон запомнился больше других. Трудилась над разработкой и закона о кинематографии, закона о музеях, участвовала в межпарламентской комиссии, разрабатывающей Библиотечный кодекс. В этой работе было много нюансов, но постигать их было в радость. Я любопытная и любознательная с детства. Люблю открывать для себя новые и новые горизонты. И при всей этой активности я не забросила ни театр, ни кино, ни семью. Непостижимая эмоциональная нагрузка, но я с ней справилась и благодарна судьбе за возможность поработать заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей национального собрания. Иногда проезжаю по проспекту Независимости, вижу эти окна на первом этаже Дома правительства... Скучаю.
— Вы — редкий пример того, как успешно может сложиться карьера и на экране, и на сцене. Что вам больше по сердцу? В чем чувствуете себя органичнее?
— Оба искусства — мои. Люблю театр и кино одинаково. В театре обожаю чувствовать близость зрителя. У нас особенная сцена — она приближена к зрительным рядам. Это позволяет буквально чувствовать дыхание. И играть живее, натуральнее, так, чтобы не нарушить доверие, с которым люди приходят к нам. Кино влюбляет в себя своей непредсказуемостью, спонтанным процессом производства. В кино никогда ничего нельзя планировать заранее. Все может измениться в любую минуту — режиссер на площадке творит, передумывает, меняет задачи. В кино я с раннего детства. В 1956 году меня взяли в массовку на съемках фильма «Девочка ищет отца». Потом была роль Дуняши в «Бабьем царстве» на «Мосфильме». Театр появился позже, это более «зрелое» искусство, в котором я только отточила свой профессионализм.
— Если о кино, то большим везением в вашей карьере можно назвать не только сыгранные роли, но и встречи, подаренные судьбой. Вы играли рядом с Высоцким, Марковой, Матвеевым…
То самое фото с ВЫСОЦКИМ, ВЛАДИ И ТУРОВЫМ.
Ян ВАСИЛЕК