Не в пресс–службу, а в пресс–дружбу

Корреспондент «СБ» на один день надела погоны
Корреспондент «СБ» на один день надела погоны

Всего 8.00. А телефон отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома уже разрывается от звонков. Коллеги с утра пораньше охотятся за горячими новостями.

— Кто может дать комментарий по делу кардера, похитившего миллионы евро? — допытывается одна молодая журналистка.

— Перезвоните во второй половине дня, к этому времени, думаю, определим, — берется помочь начальник отдела майор милиции Олег Слепченко. Без взаимовыручки, объясняет он, в сфере общественных связей не обойтись. Как говорится, не в пресс–службу, а в пресс–дружбу.

Дежурный по новостям

Сегодня начальник отдела — дежурный по новостям, поэтому и пришел раньше всех. Обязанность дежурного — принять оперативные сводки о зарегистрированных за минувшие сутки преступлениях и подготовить их для рассылки в СМИ. Сложная и кропотливая работа, которую к тому же нужно выполнить в предельно сжатые сроки: «прокисшая» новость никому не нужна. Только опыт и знание предмета разговора могут подсказать, какую информацию дать в эфир и печать незамедлительно, а какая требует дополнительной проверки.

У меня появляется уникальная возможность пройти стажировку у людей в погонах, которые являются при этом профессиональными журналистами. На следующие 12 часов я поступаю в подчинение к майору Слепченко (столько в среднем длится его рабочий день).

По сложившейся традиции первой обзор поступившей из дежурных частей оперативки получает программа «Криминальный курьер» радио «Минск». Каждое утро сотрудники пресс–службы ГУВД выступают перед минскими радиослушателями в прямом эфире.

— Вы только не подумайте, что это делается ради «жареного» факта, — предупреждает мой вопрос Олег Викторович, отрываясь от длинной ленты сводок. — Задача совершенно иная: на конкретных примерах предостеречь людей от существующих рисков, дать рекомендации по безопасному поведению.

Глазами шарю по длинному перечню всевозможных злодеяний — кражи, разбои, грабежи. Всего в сводке 116 подобных сюжетов. Попробуй тут сориентируйся.

— Ну вот, пожалуйста, — в считанные секунды сконцентрировал на одном из фактов свое внимание Олег Викторович. — Неработающий минчанин 1981 года рождения, угрожая ножом, пытался похитить 40 тысяч рублей у своей сестры 1976 года рождения, с которой проживает совместно. Казалось бы, минимум информации. Но уже можно сделать определенные выводы о микроклимате в этой семье. Согласитесь, за нож вдруг не хватаются. Наверняка это не первый конфликт между сестрой и братом. Но довольно часто жертвы семейного насилия предпочитают скрывать свои проблемы, в том числе и от милиции. И напрасно. Чудес не бывает. Безнаказанность порождает вседозволенность. Рано или поздно нарыв прорвется, семейный тиран схватится за нож или топор, и трагедии не миновать.

— Возможно, вопрос в доверии к милиции? Люди опасаются, что им не помогут. Влепят штраф, к примеру, тому же дебоширу и пьянице. Пострадает семейный бюджет.

— На самом деле штрафуют семейных скандалистов сегодня редко. Есть другие меры воздействия. Прежде всего это, конечно, профилактические беседы. Скажете, что толку в увещеваниях? Тем не менее разговор с милиционером — это не то же, что беседа с соседом. Для многих человек в форме — все–таки авторитет. Ну, а если слово не действует, в Уголовном кодексе имеются соответствующие превентивные статьи.

Не навреди!

Тема доверия к сотрудникам милиции прозвучит сегодня еще не один раз, в том числе и на совещании минских участковых. Перед началом мероприятия Олег Викторович берет телеинтервью у заместителя начальника ГУВД полковника милиции Александра Найденко. Пользуясь случаем, я также записываю этот разговор на диктофон. Цитирую наиболее значимое.

— Александр Тихонович, нынешняя встреча внеплановая. Чем вызвана такая оперативность?

— Не скрою, руководство ГУВД всерьез обеспокоено качеством службы отдельных участковых инспекторов. Придется обсудить вопрос об увольнении тех сотрудников, которые явно ошиблись в выборе профессии. Согласитесь, самая объективная оценка работы милиции — это оценка людей, к которым участковые ближе всего. Нельзя работать по старинке. Участковый сегодня — психолог, педагог и милиционер в одном лице. Вот такие кандидатуры нам и следует искать.

После совещания мы возвращаемся к текущим делам. Через стол начальника отдела информации и общественных связей проходит большинство письменных распоряжений руководства ГУВД. Еще только полдень, а уже стопка документов. Практически каждый из них — руководство к действию. Коротко смысл заданий таков: спецподразделения ГУВД проводят мероприятия, пресс–служба организовывает освещение. План «пиар»–акций продумывается до мелочей. Мы, журналисты, часто обижаемся на коллег в погонах: почему столько секретов?

— Представьте, — терпеливо объясняет Олег Викторович, — мы во всеуслышание объявим о начале, к примеру, спецоперации «Розыск». Много ли в этом случае останется шансов найти тех, кто скрывается от правоохранительных органов? А вот на последующих стадиях операции, пожалуйста, присоединяйтесь. Ведь в нашем деле главное — не навредить. Во мне самом постоянно борются журналист и милиционер. Узнал о раскрытии интереснейшего преступления — сразу хочется взяться за перо. Но в интересах следствия приходится откладывать ручку с бумагой в сторону.

— И все же есть запретные темы?

— Искренне говорю: нет. Есть вопрос подачи информации. С какой целью выносится на страницы газеты и в эфир та или иная тема? Есть такое понятие — журналистская этика. Это, кстати, тема моей университетской дипломной работы. И совсем недавно на курсах для руководителей пресс–служб я опять к данной проблеме вернулся уже на более зрелом уровне. Свобода слова, как мне думается, не должна выходить за те границы, за которыми лежат широкие общественные интересы. В частности, борьба с преступностью — задача государственная. Большинство журналистов, к счастью, это понимает.

У милиции есть звезды не только на погонах

Ежедневно для руководства минской милиции готовится обзор прессы. Прошерстить еще пахнущие типографской краской газеты Олег Викторович поручает мне. А сам отправляется заниматься запросами звонивших целый день сотрудников различных изданий и телеканалов: БТ нужно помочь с сюжетом о несанкционированной уличной торговле, Общественному пресс–центру Дома прессы — подыскать кандидатуру для участия в пресс–конференции, посвященной борьбе с наркотиками, и т.д. Убедить руководителя спецподразделения выйти на контакт со СМИ — задача не из легких, тут нужна особая дипломатия. Оперативные сотрудники — люди не публичные и о своей работе распространяться не любят. Между тем проходит некоторое время, и руководитель пресс–службы рапортует всем, кто помечен в его блокноте, об успехе своих переговоров.

Далее по плану — озвучивание видеофильма «Милиция и граждане — партнеры», конечная стадия большой работы, выполненной подчиненными майора Слепченко совершенно самостоятельно: от сценария до монтажа. Документальные кадры предназначены для сотрудников минской милиции. В основе каждого фильма, снятого пресс–службой, — наиболее острые жизненные ракурсы. На сей раз речь об итогах последних соцопросов, которые проводятся параллельно с Минским институтом социально–экономических и политических исследований. Там, где результаты совпадают, можно говорить, как выражаются социологи, о высокой репрезентативности выборки. Итак, что сказал народ? Стало безопаснее, считает большинство: количество жертв преступлений среди минчан по сравнению с 2002 годом уменьшилось вдвое. Ухудшением ситуации обеспокоено около 6 процентов респондентов.

На часах 17.40. А до окончания нашего рабочего дня еще далеко. По имеющейся информации, в районе сквера Я.Купалы может состояться несанкционированный митинг. Присутствие на подобных мероприятиях руководитель милицейской пресс–службы считает для себя обязательным: завтра газетчики и телевизионщики нагрянут за комментариями. Нужно быть в курсе событий, а значит, в их гуще. Едем в сквер. Ровно в 18.00 небо темнеет: начинается ливень. Кроме милиции, прибывшей на место сбора, как того требует закон, никого. Желающих митинговать под дождем, по всей видимости, не нашлось. Тем не менее мы дежурим у памятника часа два, пока окончательно не убеждаемся: ложная тревога. «Это еще не самый сложный рабочий день, — улыбается на прощание Олег Викторович. — Бывает труднее».

Вот уж чему нет места в работе милицейской пресс–службы, так это однообразию. Завтрашнее утро обещает начаться и вовсе необычно: после занятий по морально–психологической подготовке перед сотрудниками ГУВД выступит победительница конкурса молодых исполнителей, покорившая сердца жюри и гостей фестиваля «Славянский базар» Полина Смолова. К милиции Полина имеет, между прочим, самое непосредственное отношение, так как является солисткой оркестра ГУВД Мингорисполкома и при этом гордо носит звание прапорщика. Наверняка интересный телесюжет получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter