Не в лапти обутые

«Беллегпром» выпустит в 2011 году почти 13 млн. пар обуви

Пока отечественный легпром наращивает объемы производства обуви, на внутреннем рынке становится все больше импорта

На долю 21 предприятия, входящего в состав концерна «Беллегпром», сегодня приходится свыше 90 % выпускаемой в стране обуви. Оставшиеся 10 % делят между собой еще 60 производителей. В минувшем году предприятиями концерна было выпущено 11,8 млн. пар, из которых на внутренний рынок поступило более 6 млн. Выходит, что примерно половина выпущенной обуви отправилась на экспорт.

По ноге ли туфельки?

Сапоги, сандалии и ботинки уже давно товар не дефицитный. Разные цвета, модели, стоимость – глаза разбегаются, когда смотришь на магазинные полки. Вот только отыскать пару отечественного производства удается далеко не всегда, хотя согласно статистике доля продукции белорусского легпрома в общем количестве реализованных пар обуви в минувшем году составила 73 %.

По всем каналам реализации в 2010 году на внутреннем рынке на продаже обуви продавцы выручили чуть больше Br 2 трлн. В сопоставимых ценах это на 33,4 % больше, чем годом ранее. Около Br 1,5 трлн. заработали отечественные производители, чей «кусок пирога» составил почти три четверти в общем объеме сбыта. В целом же из цехов обувных заводов и фабрик страны вышло более 12,5 млн. пар. Казалось бы, раз произвели на 18 % больше, заграничных туфель да босоножек должно стать меньше, но не тут-то было…

«На вырученные деньги закупается оборудование, сырье, материалы и комплектующие, которых в нашей стране не производится или производится недостаточно, — говорит зампредседателя правления концерна «Беллегпром» Людмила Тяглова. – Наш потребитель давно уже отдает предпочтение отечественной обуви. Так что свой рынок мы завоевали, главное теперь не упустить завоеванные позиции. К тому же качества белорусские обувщики уже добились, теперь дело стоит за обеспечением разнообразия».

По словам Людмилы Владимировны, каждая пара белорусского производства, которая в минувшем году поступила на внутренний рынок, — импортозамещающая. Действительно, когда торговля начинает говорить о таком понятии, как «критический импорт», то есть ввоз в страну товаров, выпуска которых не хватает для нужд внутреннего рынка, всегда в качестве примера они почему-то вспоминают именно обувь. Временами это оправдано. К примеру, в верхнем ценовом сегменте, где стоимость пары начинается от Br 500 тыс., посоперничать с завозными сапогами способны всего несколько белорусских предприятий. «Обувщики чаще работают в нижнем и среднем ценовом сегментах, – соглашается зампредседателя «Беллегпрома». — Они не в состоянии представлять свою премиальную продукцию из-за недостатка оборотных средств, невысокого уровня технологического оборудования, качества материалов и комплектующих».

Обувное будущее

Как планируют в концерне, в 2011 году предприятия отрасли выпустят почти 13 млн. пар. Из них в стране будет реализовано минимум 6,1 млн. Такие положения заложены в Концепции развития кожевенно-обувной отрасли до 2015 года. Ожидается, что к этому времени предприятия «Беллегпрома» ежегодно смогут производить 18,5 млн. пар, что, кстати, почти в 2 раза больше, чем в докризисном 2008 году. Ожидается, что поставки на белорусские прилавки увеличатся в 1,3 раза. Для этого будет возобновлен двусменный режим работы, дополнительно введены мощности в объеме более 4 млн. пар, созданы дополнительные рабочие места. «Сейчас некоторые предприятия загружены всего на 60—70 %, так что резервы для увеличения объемов производства есть», – поясняет Людмила Тяглова.

Способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции будет техническое переоснащение промышленных организаций концерна. Ожидается, что до 2015 года ежегодно на эти нужды станут направлять не менее Br 350 млрд. Предполагается, что к концу пятилетки будет сформировано производство нового конкурентоспособного ассортимента, востребованного как у нас, так и за рубежом.

На двадцать ног — 14 сапог

Между тем емкость внутреннего рынка, рассчитанная по нормативу 3,2 пары обуви на каждого из 9,5 млн. белорусов, составляет 30,4 млн. пар в год. Согласно расчетам европейских экономистов сбалансированное заполнение рынка продукцией собственного производства должно составлять не менее половины – 15 млн. пар. Но пока выходит, что на 3 жителей республики приходится всего 2 пары отечественной обуви.

А тем временем на складах, по данным Белстата, на 1 января 2011 года находилось 1,4 млн. пар. Это почти на 30 % больше, чем в начале 2010 года. Ранее в аналогичной ситуации специалисты «Беллегпрома» советовали подчиненным предприятиям скорректировать свою маркетинговую политику. В том числе предлагалось обновлять модельный ряд, принимая во внимание средние сроки смены моделей на международном рынке, применять скидки к залежавшемуся товару. Однако запасы продолжают расти. Не случится ли так, что за 5 лет импорт отвоюет еще большую часть отечественной доли рынка?

В «Беллегпроме» по этому поводу не беспокоятся и видят иную причину увеличения присутствия заграничной обуви. «С учетом того, что мы начинаем работать в рамках единого таможенного пространства с Россией и Казахстаном, в Беларуси изменились пошлины на ввозимые товары. Если раньше они составляли 15 % на одну пару обуви, то теперь нормой стало 10 %. Импортеры такое решение приняли с воодушевлением. Прибавку обеспечили и так называемые серые схемы, – говорит Людмила Тяглова. – Уже сейчас мы совместно с «Рослегпромом» рассматриваем вопрос о возвращении к ввозным таможенным пошлинам по белорусскому варианту. Первоначально же у России они были 10 %, у Казахстана – 0 %. Мы пошли на компромисс, потому что в Казахстане нет такой обувной промышленности, как у нас, да и в России не так много обувных производств».

На снимке: готовая модель летнего сезона.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter