Почему в самой богатой стране мира живут не очень счастливые люди?

Не в деньгах счастье

Страна с самой крупной экономикой, неисчерпаемыми ресурсами и неограниченным геополитическим влиянием. Такая стереотипная характеристика рисуется в воображении у многих, когда речь заходит о Соединенных Штатах. Ни с одним из перечисленных факторов не поспоришь. Однако авторы всемирного рейтинга индекса счастья из британского исследовательского центра New Economic Foundation подошли к вопросу макроэкономических достижений богатых стран с точки зрения благополучия, в том числе морального, так сказать, среднестатистического жителя. И выводы получились удивительные. По мнению исследователей, экономические успехи влиятельных держав слабо коррелируют со счастьем их рядовых граждан. Деньги, упакованные статистикой в гигантские ВВП, — лишь условный индикатор удовлетворенности жизнью. Увы, но лидерство по данному показателю не гарантирует ни ощущения социальной справедливости, ни психологического комфорта.

1-е место — Вануату.

Соединенные Штаты исчисляют свой ВВП триллионами долларов и возглавляют топ-10 стран-лидеров по данному показателю. Казалось бы, в самом богатом обществе в мире не может быть несчастных людей. Тем не менее результаты исследований центра New Economic Foundation (за 2021 год) опровергают этот тезис. Из 147 стран — участников рейтинга по индексу счастья США занимают лишь 102-е место и значительно отстают от Беларуси. Причем в первой пятерке — Вануату, Швеция, Сальвадор, Коста-Рика и Никарагуа. 

Причина, полагают аналитики, заключается, в числе прочего в диспропорциях между экономическим ростом и той пользой, которую он приносит обществу. Ведь зачастую политика властей богатых стран мало сопрягается с нуждами обычных людей. Скажем, валовый внутренний продукт как стандартная метрика отражает состояние экономики государства. Но не все так очевидно, когда речь идет о благе отдельных граждан или социальных групп. 

3-е место — Сальвадор.

Если говорить о США, то закономерность между ростом ВВП и благосостоянием большинства населения наблюдается обратная. Чем богаче становится мировой гегемон, тем выше уровень социального неравенства. Сколько ни будет вкалывать рядовой американский фермер или рабочий, привнося свою лепту во всеобщее, казалось бы, благоденствие, в обществе «равных возможностей» ни тот, ни другой никогда не приблизятся по качеству жизни к одному проценту богачей-небожителей. Так называемое субъективное ощущение благополучия в социально расслоенном обществе размывается, а чувство несправедливости и недоверия к правящим верхам, напротив, обостряется. Такие душевные терзания — явно не благодатная почва для счастья.

ВВП аккумулирует экономическую ценность произведенных товаров и услуг, но при этом не учитывает количество спровоцированных производственным бумом вредных выбросов, как, впрочем, и проблемы со здоровьем, вызванные потреблением некоторых популярных, но не очень полезных продуктов. В знаменитой предвыборной речи в 1968 году Роберт Кеннеди ошарашил публику выводом: «ВВП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить». И как спустя десятилетия метко пошутил один известный экономист, если сравнять с землей Париж и начать отстраивать его вновь, ВВП увеличится стремительно, но станут ли парижане от этого счастливее?

4-е место — Коста-Рика.

Создатели всемирного индекса счастья также относятся к универсальности упомянутого показателя скептически. Поэтому в своих исследованиях его не используют, а учитывают в первую очередь социальные и экологические аспекты. В большинстве богатых стран, подчеркивают аналитики, материальные блага играют лишь небольшую роль в удовлетворенности жизнью — всего 10 процентов. Безусловно, увеличение потребления, в том числе хороших продуктов и качественных медицинских услуг, до разумного предела делает человека счастливее. Однако выход за рамки разумного чреват, как говорят экономисты, «убывающей отдачей». 

Растет ли счастье бесконечно с увеличением дохода? На этот вопрос попытались дать ответ социологи института Gallup, опросив более 1,7 миллиона человек по всему миру. В выводах глобального исследования идет речь о таком феномене, как пресыщение доходами. Точка сытости зависит от стоимости жизни в той или иной стране, однако не превышает 95 тысяч долларов годового дохода в самых дорогих регионах. Другими словами, лишние деньги радости не приносят. А вот тревоги добавляют. 

5-е место — Никарагуа.

В современной экономической науке есть такое понятие, как парадокс Ричарда Истерлина. В свое время этот экономист вывел формулу: на короткой дистанции прибавка в личном бюджете сопровождается внутренним эмоциональным подъемом, в длительном периоде эта взаимосвязь разрушается. Радость замещается иными эмоциями. Изначально деньги создают иллюзию независимости, но с течением времени ее забирают. Когда их становится больше, чем нужно для удовлетворения разумных потребностей, человек в прямом смысле слова наживает себе головную боль. Ведь на этапе пресыщения содержимое банковских счетов нужно не тратить, а сберегать. В идеале — приумножать. Жизнь превращается в один сплошной аудит биржевых курсов и новостей инвестфондов. Прямой путь к неврозу. 

В свое время американский экономист и социолог Торстейн Веблен ввел в научный обиход понятия денежной культуры и демонстративного потребления. В его теории выведен «праздный класс», который попадает в ловушку «завистнического сравнения». Инструмент в этом соревновании — деньги. Если человек не прославился ничем конструктивным, он доказывает свое превосходство над ближним с помощью материальных атрибутов. А не проигрывает ли он соседу из ближайшей роскошной виллы в величине яхты или маневренности самолета? В один прекрасный момент эта социальная болезнь может трансформироваться в физические недуги, включая психическое нездоровье. 

102-е место — США.
Известная формула: на короткой дистанции прибавка в личном бюджете сопровождается внутренним эмоциональным подъемом, но в длительном периоде эта взаимосвязь разрушается. Изначально деньги создают иллюзию независимости. На этапе пресыщения содержимое банковских счетов нужно не тратить, а сберегать. В идеале — приумножать. Жизнь превращается в один сплошной аудит биржевых курсов и новостей инвестфондов. Прямой путь к неврозу
Для оценки счастья центр New Economic Foundation предлагает не зацикливаться исключительно на факторах макроэкономического роста. В качестве альтернативных метрик, дополняющих ВВП, экономисты рекомендуют использовать индикаторы, измеряющие справедливость социальной сферы, а также качество работы органов государственного управления. К слову, обратная связь граждан с государством дает людям ощущение того, что они не статисты в своей стране, а строители собственного будущего. Кстати, открытости белорусских органов госуправления могут позавидовать в самых разных уголках мира. Любой житель Беларуси имеет возможность обратиться с волнующим его вопросом в самую высокую инстанцию и будет услышан. Словом, счастье — понятие многокомпонентное. И оно точно не в миллионах долларов — проверено эмпирически!

132-е место — Люксембург.

t.shchedrenok@mail.ru

Фото из открытых источников

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter