Не уверен — не собирай

Сентябрь. Грибники на низком старте...

Сентябрь. Грибники на низком старте. Только выдался свободный часок–другой после работы, а уж тем более наступили выходные — они сразу в лес. Одни — чтобы насладиться тишиной, свежим воздухом и парочкой красавцев боровиков, как с картинки, другие — с целью набить побольше ведер и лукошек трофеями «тихой охоты». Эти другие, с маниакальным упорством собирающие все, что попадается на пути, с мыслями «вроде похож», «по–моему, съедобный» или «надо только вымочить в соленой воде», напоминают экстремалов, желающих отведать японской рыбы фугу. С тем только отличием, что фугу не кормят детей на ужин, не угощают родственников за семейным столом и не берут с собой в маринованном виде к соседке Вале на день рождения. Сколько ни предупреждают медики об опасности сомнительных грибов, все равно десятки белорусов каждый год попадают в больницы с серьезными отравлениями. А некоторые и не доживают до приезда «скорой»... Как же переломить печальную тенденцию?


В отделения токсикологии попадают и молодые, и пожилые, и деревенские, и городские... Но больше всего из года в год страдает минчан. В принципе, логично, что жители большого города, давно оторванные от леса, путаются в его дарах. Только зачем же тогда брать полузнакомый гриб, если не уверен? Впрочем, на больничных койках оказываются даже те, кто много лет собирает боровики и сыроежки. В прошлом году, например, умудрился отравиться грибами... лесник. Выходит, даже знания не уберегают от несчастья. Почему? Российский ученый–миколог, автор монографий «Морфология грибов» и «Экспертиза грибов» Наталья Кутафьева видит причину в том, что грибы постоянно мутируют и меняются. Потому–то съедобный гриб легко спутать с несъедобным «двойником». Люди думают, что ели белые или опята, удивляются болезненным симптомам и не вовремя обращаются к медикам. Заведующая лабораторией микологии НИИ экспериментальной ботаники имени Купревича НАН Ольга Гапиенко с Натальей Кутафьевой во многом согласна, правда, с оговорками:


— Скачкообразные изменения происходят редко. Но дело в том, что в грибах даже обычных, съедобных, содержатся и опасные ферменты, которые могут активизироваться в зависимости от внешних условий. С другой стороны, в бледной поганке одновременно с ядом содержится антидот к нему. В зависимости от экологических условий, например, климата, который у нас сегодня постоянно меняется, баланс между разными ферментами может меняться. К тому же все грибы сильно зависят от того, чем питаются. Они моментально впитывают из почвы вредные соединения, и это тоже может стать причиной отравления. А вообще, грибное царство еще очень мало изучено. Мы собираем 10 — 15 видов, а всего их у нас растет более 1.500! Среди них есть такие, которые появляются в лесах всего на 5 — 7 дней в году, а некоторые и вовсе показываются раз в 10 — 15 лет, если условия подходящие. Я сама недавно нашла гриб, которого лет 20 до этого не встречала. Не исключено, что кто–то путает какой–нибудь малоизвестный вид с опенком или подосиновиком.


Появляются и совсем новые виды, не свойственные той или иной местности. К примеру, в России в последнее время массово плодоносит бурокожий шампиньон. К летальным исходам он не приводит, но вызывает расстройство желудка, рвоту, несварение. В белорусских лесах этот «пришелец» пока замечен не был, и все же на всякий случай лучше перестраховаться. Тем более что с потеплением климата южные виды перемещаются на север.


Грибники тем временем каждую осень играют в «русскую рулетку». Во многом, кстати, не по своей вине. Откуда им знать об изменениях в мире грибов? В США, например, действует федеральная ассоциация грибоводов. В Финляндии в заготовительных конторах работают только профессионалы–микологи. В Чехии на рынках качество продукции тоже контролирует особый работник. У нас же в лучшем случае этим занимается санитарный контроль, в худшем — продается что ни попадя вдоль трасс и на стихийных базарчиках, а заготовители часто — совершенно случайные люди. Специалисты говорят, что в идеале нужно создать сеть микологических центров, где бы рассказывали, как правильно собирать и готовить дары леса. Но народ просто некому оповещать. В России ученых, изучающих грибы, осталось человек 40, в Беларуси в НИИ экспериментальной ботаники имени Купревича над этой темой работают всего 6 человек. Целая отрасль науки умирает!


А ведь микологи занимаются не только определением съедобности грибов. К примеру, все знают, что опенок — вкусная закуска, но мало кто понимает, что это еще и весьма опасный для лесов организм! Разрастаясь, он провоцирует корневую гниль и губит деревья, нанося ущерб не меньший, чем пожары или незаконные вырубки. Противостоять опенку можно, лишь культивируя в природе грибы, сдерживающие его рост. Также стоит бороться и с корневой губкой. Над этим, кстати, сегодня работают несколько наших ученых. Но кто займется такими исследованиями завтра?


К слову


Английские ученые выдвинули сенсационное предположение: грибок, живущий на старой бумаге, оказывает на человека легкое галлюциногенное воздействие. Он слегка изменяет сознание, улучшает настроение и стимулирует творческую активность. Вот почему, по мнению англичан, старинные книги кажутся интереснее, чем те, что изданы недавно.


В тему


Что стоит знать о пользе грибов


Они препятствуют отложению в сосудах холестерина.


Белый гриб рекомендуется при стенокардии и сердечной недостаточности.


Лисички — природный поливитамин, обладают антибактериальными свойствами.


Шампиньоны укрепляют иммунитет, помогают при диабете.


Грузди показаны при мочекаменной болезни.


Рыжики способны затормозить развитие туберкулеза.


Маслята, сморчки и лисички содержат вещества, улучшающие зрение.


Вешенка снижает давление, тонизирует нервную и иммунную системы, препятствует старению организма.


Советы миколога


1. Ни в коем случае не собирайте и не покупайте незнакомые грибы. Одна–единственная бледная поганка, случайно попавшая в лукошко, может пропитать ядом и сделать опасными остальные грибы.


2. Не берите червивые и перезревшие грибы, они уже содержат токсические вещества.


3. Не собирайте грибы рядом с промышленными предприятиями, шоссе, железнодорожными путями, полями, где использовались ядохимикаты.


4. Не используйте оцинкованные ведра — в них грибы окисляются. Тара должна быть из пластмассы, а еще лучше — из лозы.


5. Грибы — скоропортящийся продукт и служат хорошей средой для развития микробов, потому их следует обработать не позднее чем через 3 — 4 часа после сбора.


6. Категорически запрещено давать грибы детям до 7 лет. В организме малышей нет фермента, который бы расщеплял их специфический белок. Не стоит увлекаться этими дарами леса также молодым (до 20 лет) людям и тем, у кого проблемы с печенью и желудочно–кишечным трактом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter