Компаниям по всему миру то и дело приходится извиняться за «неудачный» дизайн, который нанес ущерб чьим-то чувствам

Не уверен — не продавай

В Китае кроссовки линии Nike Undercover смели с прилавков. Не потому, что так нравятся, а потому, что их дизайнер Дзюн Такахаси позволил себе поддержать протестное движение в Гонконге. «Зарабатывать деньги в Китае и делать вещи, которые ранят Китай, — это ужасно. Пожалуйста, уходите из Китая», — написали в интернет-издании Sneaker News («Новости кроссовок»). Ну а чтобы доходчивее было — линейку обуви, над которой работал Такахаси, из продажи изъяли. И это несмотря на то, что компания Nike поспешила пост своего дизайнера в инстаграм удалить, объяснила, что это было его сугубо личное мнение, которое она не разделяет. Я бы сильно удивилась, если бы Nike, заработавшая в прошлом году в Китае 5,1 млрд долларов, своего дизайнера и протесты в Гонконге поддержала, — это все равно что резать курицу, несущую золотые яйца. Оно им надо?


Это уже тенденция: компании по всему миру то и дело извиняются за «неудачный» дизайн, а страны и отдельные категории граждан внимательно его рассматривают — не на предмет красиво-некрасиво, носибельно или не очень, дорого либо вполне, а на предмет того, не наносит ли ущерба чьим-то чувствам. Случается, наносит. Чаще других это случается, кстати, со спортивными компаниями и чаще всего в Китае. Ну или просто китайцы особенно придирчиво к этому относятся. Имеют право: раз все хотят там продавать, мнение потребителей нужно учитывать.

В прошлом году компания «Мерседес» дважды извинялась перед китайскими потребителями за то, что в одном из ее постов в инстаграм мелькнула цитата Далай-ламы. Это вы, может быть, считаете его духовным учителем, а в Китае он проходит по статье «сепаратизм». «Мерседес» против сепаратизма и за единый китайский рынок.


Американская компания Gap имела неосторожность (хотя многие решили, что злой умысел) на футболке напечатать карту Китая без Тайваня, Южного Тибета и Южно-Китайского моря. Грубая политическая ошибка — пришлось сильно извиняться.

Dolce&Gabbana решили в процессе подготовки к грандиозному шоу в Шанхае повеселить любителей своей одежды из Поднебесной (имя им легион) и сняли рекламный ролик, в котором китайская модель очень неловко пытается палочками есть пасту. Им показалось, что это смешно, китайцы решили — оскорбительно. Во-первых, в Китае уверены, что и пасту, и равиоли итальянцы у них позаимствовали (и не без оснований считают), а во-вторых, китайцы очень ловко уплетают любую лапшу палочками — уж поверьте, за 12 лет в Китае я этой виртуозности насмотрелась. Так что пришлось и Дольче, и Габбане шоу в Шанхае отменять, а самим учить китайский: извинения великому народу, изобретателю и отстаивателю собственных интересов, они приносили на его родном языке. После этого их, кажется, простили. Но в следующий раз они наверняка свое чувство юмора будут сверять с китайским.


Да и не только с китайским: с непонятым чувством юмора у них и раньше проблемы случались. Три года назад пришлось переименовывать обувь: название как-то не прижилось — «рабские сандалии с помпонами». Если помпоны никого не раздражали, то напоминания о рабстве в паре обуви за 2.000 долларов активисты сочли недопустимыми. К стоимости, кстати, претензий не было.

Напоминания о рабстве — явном или фактическом — в наше время вообще крайне чувствительная тема. Особенно в США. Вот, например, компания Gucci выпустила черный лыжный свитер — он закрывает нижнюю часть лица, и на нем есть красные-красные губы, которые, надевая, нужно совместить с вашими собственными губами. Практично (защищает от ветра, который в зимних горах не редкость, да и на помаду не нужно тратиться опять же) и модно. Если вы подумали только об этом, значит, вы не американец. Потому что там за этот свитер Gucci обвинили в расизме — мол, слишком он похож на блэкфейс. Блэкфейс — это такой специальный театральный грим, появившийся в 1830-х годах в США: белые актеры с его помощью закрашивали себе лица (black — по-английски черный) и изображали темнокожих (чаще всего карикатурно). Так продолжалось сто лет (в Великобритании последние выступления с блэкфейсами прошли в 1981 году), а теперь любой подобный намек считается расизмом и унижением афроамериканцев. Вон звездную телеведущую Мегин Келли уволили за то, что она в своем шоу имела неосторожность сказать про блэкфейс: «В моем детстве это было нормально, но только если ты наряжался в определенного персонажа». В общем, не развеселил свитер от Gucci за 890 долларов лыжные курорты — сняли с продаж.

Певице Кэти Пери пришлось извиняться за то, что в черных лоферах ее бренда с деталями в виде носа, глаз и губ тоже усмотрели намек: «Я была опечалена, когда узнала, что дизайн туфель сравнивают с таким болезненным образом, как блэкфейс. Мы никого не хотели обидеть». Не хотели, да обидели. До свидания.


А компании Adidas по той же причине — активисты увидели намек на расизм — пришлось снимать с продаж абсолютно белые кроссовки, выпущенные в линии, посвященной Гарлемскому ренессансу, случившемуся в 1920-е годы. Даже если вы никогда не были в Нью-Йорке, то все равно понимаете: попытка Adidas обелить Гарлем — практически кощунство.

Сплоховал и модный дом Prada, выпустив в своей коллекции Pradamalia брелок с обезьянкой с явными негроидными чертами. Кстати, брошь с лицом с такими же чертами несколько лет назад вызвала скандал в британском монаршем семействе: одна из дальних родственниц королевы умудрилась прийти в такой броши на прием, где была Меган Маркл, тогда еще только будущая герцогиня Сассекская. Мама ведь у нее чернокожая, и теперь подобные украшения с намеками в Британии под запретом. Одного журналиста ВВС уволили с работы за фотоснимок с обезьяной и подписью что-то вроде: «Герцогиня Сассекская покидает роддом». Честно говоря, мне за коллегу стыдно. И не смешно.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter