Лишние вещи утяжеляют жизнь

Не утонуть в вещах

Есть такое насыщенное по спектру переживаемых эмоций мероприятие — расчистка накопившихся в доме залежей ненужных вещей. Обычно к нему прибегают в случае переезда, ремонта или необходимости оптимизировать окружающее пространство. Наступил и в нашей семье этот прекрасный день. Легким движением руки даже недавно приобретенным предметам из наших шкафов суждено было отправиться в пакет А — в благотворительный фонд для раздачи близким родственникам. А другим более дряхлым вещичкам суждено было попасть в пакет Б — проще говоря, в мусорное ведро.

pixabay.com

По ходу бытовой ревизии, правда, то и дело разворачивались баталии. Слышались возгласы домашних плюшкиных: «Ты что! Это же подарок тети Гали!», «Еще пригодится, не выбрасывай!» Потихоньку в процессе фильтрации товаров нарисовалась и коробочка В под условным шифром «не пригодилось…». К примеру, там оказалась кофточка, некогда импульсивно приобретенная на шопинге… Вроде бы еще новая, ни разу не надеванная, но буква Х на этикетке гласит: в нее уже покупательница не вмещается. Тем не менее надежда на похудение есть, а значит, и кофточка пусть до лучших времен полежит на полке.

Ученые упорно именуют пристрастие к вещам и к материальным ценностям в ущерб ценностям духовным вещизмом, призывают с этим явлением бороться и даже создают целые институты по решению такой современной проблемы. Оказывается, вещизм может приводить людей к психическим расстройствам и снижению социального благополучия. Эксперименты одного американского психологического издания вывели любопытную формулу: когда вещей в нашем окружении становится меньше, люди в противовес этому становятся счастливее. И, кстати, самые счастливые по некоторым рейтингам страны на земном шаре, между прочим, не самые экономически благополучные — Ливия, Сомали, Малави, Ботсвана… 

Исследователи из одного института однажды провели любопытный эксперимент: сперва пообщались с 18-летней молодежью, а через 12 лет тех же исследуемых вновь просили оценить важность различных целей: работы, денег и статуса с одной стороны и общности интересов и причастности к сообществу — с другой. Оказалось, система приоритетов у них серьезно сместилась. Раньше были молодые и счастливые бессребреники, а потом обзавелись вещами, хозяйством, бытом — и сразу жизнь стала тяжелее. 

В связи с выводами ученых мне вспоминается легкий подход к вещам моей подруги Юлии. Эта молодая мама уж точно с приставкой «счастливая» — скоро выйдет из декретного отпуска на трудовую стезю. В декабре ее очаровательному Ромику исполнится три года. Общительный малыш прекрасно адаптировался к яслям и с недоумением посматривает на тех беспокойных сверстников, которые любят по утрам всем громко поплакать, когда их родители удаляются по делам. У Юли очень «разумная» квартира, не захламленная коврами-пылесборниками и бабушкиными сервизами. Игрушки и вещички, из которых маленький Ромка уже вырос, у нее не залеживаются на антресолях — она с удовольствием раздаривает их соседским мамам и детишкам. В ее семейном пространстве даже телевизор отсутствует. Говорит, интернет и электронные книги прекрасно восполняют информационный вакуум. А мудрая Юля любит пересказывать одну «вещизную» притчу. Как-то проходит мимо большого красивого дома женщина с девочкой, а малышка спрашивает:

— Мама, правда, что эти люди богаче нас?.. 

А та отвечает:

— Нет, доченька, у них просто больше вещей.

Время — это жизнь. 75 процентов нашего времени — это наша работа. Получается, время обменивается на деньги, а они тратятся на приобретение вещей. Выходит, что жизнь маленькими кусочками обменивается на вещи? А вот люди служат вещам или вещи служат людям — это вопрос, над которым каждому из нас стоило бы подумать. К чему вас и призываю.

shimuk@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter