Не упрекайте крестьян денежными долгами

– ЭТО сахарный завод? Как бы получить деньги за сданную сверх заказа свеклу для выдачи зарплаты? Конец месяца подошел, сами понимаете… Свидетелем примерно такого разговора я стал совсем недавно. Что ответили ведущему экономисту одного из райсельхозпродов, точно не знаю, но, по словам специалиста, в ближайшее время денег не будет. За госпоставки предприятие рассчитывалось с крестьянами района исправно, а вот оплаты того, что было поставлено сверх задания, придется ждать. Сколько — неизвестно, пока якобы не расщедрится банк, сказали на том конце телефонного провода.

Они могут ответить тем же...

– ЭТО сахарный завод? Как бы получить деньги за сданную сверх заказа свеклу для выдачи зарплаты? Конец месяца подошел, сами понимаете… Свидетелем примерно такого разговора я стал совсем недавно. Что ответили ведущему экономисту одного из райсельхозпродов, точно не знаю, но, по словам специалиста, в ближайшее время денег не будет. За госпоставки предприятие рассчитывалось с крестьянами района исправно, а вот оплаты того, что было поставлено сверх задания, придется ждать. Сколько — неизвестно, пока якобы не расщедрится банк, сказали на том конце телефонного провода.

А на этом конце положили трубку и с озабоченным видом начали перебирать другие варианты решения этой довольно непростой задачи. До конца месяца оставалось неполных два рабочих дня, срочно нужны были деньги, чтобы «закрыть» зарплату. Кстати, на местах такая практика выбивания долгов отнюдь не редкость.

Лично мне трудно представить даже, что было бы, если бы получилось наоборот — сельхозпредприятия не поставили переработчикам сырье в необходимом объеме. Те сразу же забили бы тревогу, мол, предприятие останавливается, не с чем работать! Трудно, потому что такого не может быть в принципе, несмотря на огромнейшую кредиторскую задолженность сельхозпредприятий, которая составляла на 1 октября гигантскую сумму — 39 триллионов рублей. Даже будучи в долгах как в шелках, сельчане продолжают напряженно работать, исправно поставляя на приемные пункты молоко, крупный рогатый скот, зерно, сахарную свеклу, льнотресту, другую сельхозпродукцию, без которой вся перерабатывающая промышленность АПК  просто остановилась бы. И, конечно, вправе своевременно получать за нее деньги — для приобретения горючего, оплаты за энергоносители, на другие цели, в том числе и зарплату.

Не их вина,  что они не могут реализовать, например, другому мясоперерабатывающему предприятию животных и сразу же получить за это деньги, что их привязали сырьем к зонам. Долги ляховичским сельхозпредприятиям, например, на конец прошлого месяца составляли 39 миллиардов рублей. Задерживают расчеты с ними Пинский мясокомбинат, где зарплату выдают, конечно, раньше, чем в сельхозпредприятиях, местный льнозавод. Лишь в последние дни, когда в хозяйствах подходит время выплаты зарплаты, долги несколько сокращаются. Но в целом по республике они уже не один месяц держатся примерно на одном уровне.  

Немало проблем в последнее время возникает и с расчетами за поставленную льнотресту. Некоторые даже готовы отказаться от выращивания льна по этой причине. Так, в Вилейском районе два сельхозпредприятия за льнотресту ожидают около ста миллионов рублей, а по всем статьям дебиторская задолженность составляет более 30 миллиардов. Деньги для хозяйств немалые, тем более что они нужны сегодня, а не завтра или послезавтра. Ведь кое-где полностью не рассчитались с сельхозпредприятиями даже за поставки зерна по госзаказу. Вот и выходит, что, несмотря на сложности года, сельчане свою первую заповедь перед государством выполнили — полностью обеспечили страну хлебом. Так почему же отдельные  хлебокомбинаты позволяют себе задерживать совершенно законную оплату госзаказа?

Почти 37 миллиардов рублей за молоко и мясо, сахарную свеклу, зерно, другую продукцию составляет долг несвижским аграриям. Это более месячного фонда зарплаты при среднемесячном ее уровне около 4,5 миллиона рублей. И если от сельчан практически все требуют предоплату, то многие сами почему-то не спешат с ними рассчитываться. Непозволительно это, совсем непозволительно! 

В целом по республике дебиторская задолженность перед сельчанами составляла на 1 октября 6,8 триллиона рублей при среднемесячном объеме реализованной сельхозпродукции 5,6 триллиона. При этом на долю внешней дебиторской задолженности приходится только 211 миллиардов рублей. Все остальные долги сельчанам — долги белорусских партнеров. И это больше всего огорчает. Не чужой, не заморский дядя предпочитает своевременно не платить по счетам, а отечественный переработчик. Огорчает и огромная сумма долга. Получается, что крестьяне больше месяца работают фактически бесплатно, беспроцентно кредитуя поставляемым в долг сырьем чей-то бизнес.   

Как уточнили в Минсельхозпроде больше всего такая задолженность по предприятиям ведомства у хозяйств Минщины, и меньше всего — Гродненщины. Кстати, не спешат рассчитываться некоторые и с главной крестьянской газетой за оказанные ею на договорных условиях информационно-рекламные услуги.

В свое время Минсельхозпрод применял довольно эффективный метод воздействия на должников. На своем сайте он публиковал списки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых просроченная задолженность за полученную мясо-молочную продукцию составляла свыше 30 дней. Но, судя по размещенной там сегодня информации, по двум областям она не обновлялась аж с 2011 года. То есть давно утратила свою актуальность.

А жаль, таких должников должны знать в лицо не только аграрии, но и общественность. Чтобы не упрекать иногда походя крестьян, что они «деньги в землю зарывают».

Крестьянам, как выясняется, тоже должны, и должны немало. А долги, как известно, надо возвращать. И желательно с процентами. Иначе это не партнерство получается, а своего рода современное «крепостное право».

Когда правы все, кроме тех, кто нас кормит и поит. 

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter