Почему становится нормой ненормативная лексика

Не упасть на мат

На днях стала свидетельницей сцены: молодой мужчина катил перед собой коляску с ребенком. Малыш счастливо и наивно улыбался, отец громко разговаривал по мобильнику, обильно пересыпая речь матерными ругательствами. Неужели исчезло понятие «святость детства», которое нужно сохранять и оберегать?

Yandex.kz

Похоже, употребление матерных слов стало обыденностью, которая не шокирует, их можно услышать на улице, в транспорте, от суровых дядек и нежных юных «фей», прочитать в интернете. Например, на днях я разминулась с компанией девушек и за короткий промежуток времени услышала широкий набор нецензурной лексики. То, что ругательства все больше «молодеют», подтверждает и знакомая учительница с более чем тридцатилетним педагогическим стажем: 

— Наша школа считается элитной, поэтому в ее стенах мат широко не распространен. Но все же порой даже младшеклассники этим грешат. Ученики постарше могут иногда и учителя «послать». Когда беседуешь с таким ребенком, спрашиваешь: «Как же так, у тебя же такие родители хорошие!» А он отвечает: «Это вы просто не слышали, как моя мама матом ругается». Вызываешь маму, она недоумевает: «Ну и что тут такого?» 

Особенную обиду за состояние культуры общества вызывает то, что матерные слова стали употреблять в ситуациях не стрессовых, когда это можно еще как-то понять, а рядовых, обыденных, по любому поводу и без повода, зачастую просто как слова-связки. Вот как оценивает подобные явления заведующая кафедрой русского языка филологического факультета БГУ кандидат филологических наук Ольга Зуева

— Свободное употребление мата — оборотная сторона процесса демократизации языка. В 1990-х годах произошло сближение языка литературного, образцового, правильного с разговорной речью, размылась граница. Матерные слова стали использовать публицисты, они зазвучали по телевидению, сейчас часто встречаются в блогах. Единого мнения по этому поводу у филологов нет, некоторые считают, что демократизация обогащает язык. Матерные слова служат для эмоциональной разрядки, выражения отношения к ситуации, собеседнику, для говорящего они выполняют позитивную функцию. И запреты в этой области — попытка наложить узду на психологическую природу человека. Но если нецензурная брань используется как слова-паразиты, просто для связки мыслей, в значении «ну вот», «значит», «как бы», это уже не что иное, как речевое убожество. 

Но неужели так часто и многим необходима разрядка? Помню, дедушка делился воспоминаниями о пятидесятых годах, когда он был школьником, жил в деревне. Его, как и других ребят, привлекали к работам в колхозе — мужчин после войны было очень мало. Непосильным трудом занимались женщины, которые действительно надрывались, «пахали», таскали тяжести. Но никто из них никогда не матерился, потому что было крепко впечатано в сознание: неприлично. Неужели сейчас условия хуже, что без мата не обойтись?

Психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Светлана Назаренко утверждает:

— Нецензурная брань задевает глубинный слой подсознания и нередко вызывает эскалацию насилия. Все драки, разборки, как правило, сопровождаются нецензурной бранью. Человек распускает себя, переходит речевую границу, и дальше ему уже легче переходить другие границы. Мат усиливает выброс адреналина и подогревает, провоцирует дальнейшую агрессию. 

Некоторые исследователи полагают, что ругательства пришли к нам из древних языческих культов и были частью заклинаний, обращенных к демонам. Вопрос о том, так это или нет, оставим науке. Однако церковь к такому выражению эмоций относится резко отрицательно. Протоиерей Павел Боянков, служащий в храме святого Александра Невского в Минске, полагает, что мат недопустим в любой ситуации:

— Апостол Павел учил: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Но я настроен пессимистически. Зараза сквернословия коснулась всех слоев населения, даже культурных людей. Исчезли стыд и совесть, они считаются устаревшими, сковывающими личность. В массовом сознании насаждаются стереотипы, что мат — очень хорошо, очень «круто», это показатель «свободы». 

Нынешнее наше законодательство подходит к нецензурной брани более либерально, чем раньше. Старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики минского ГУВД Сергей Папков пояснил: 

— В январе 2018 года из КОАП исключена статья 17.1, выделявшая нецензурную брань в общественном месте в отдельное правонарушение. Теперь санкция может применяться в совокупности с оскорбительным приставанием к гражданам и другими умышленными действиями, нарушающими общественный порядок, деятельность организаций и спокойствие граждан и выражающимися в явном неуважении к обществу. За это предусмотрен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин. Либеральный подход является выражением современных тенденций. Но когда пьяный сидит в автобусе и всех «обкладывает», это уже нарушение. Или если вы сделали кому-то замечание, попросили не выражаться, а он ответил: «Да пошла ты, курица!», здесь тоже есть состав правонарушения. Но в целом это больше вопрос культуры, воспитания, а не правоохранительной системы. 

И, конечно, это вопрос личных моральных и эстетических установок. Хотим ли мы жить в окружении словесных нечистот или в свежей атмосфере? Выбор за каждым — «упасть на мат» или твердо стоять на позиции культурной нормы.

Наталья Константинова

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter