В одной из школ Брестского района уже 10 лет работает незрячий учитель

Не унывать и не сдаваться

Николай Апанович — необычный учитель, хотя работает в обыкновенной сельской школе. Преподает обществоведение, ведет факультатив по праву, учит ребят играть на гитаре и тренирует команду “Что? Где? Когда?”. Лучшую в Брестском районе. Школьники 33-летнего наставника обожают, и он отвечает взаимностью. Хотя своих учеников Николай Васильевич никогда не видел. Он потерял зрение 18 лет назад. Корреспондент “НГ” отправился в деревню Медно и познакомился с удивительным педагогом, который смотрит на мир не глазами, а сердцем.


Фото автора
В школе тихо. Идут уроки. Мы идем хитросплетениями коридоров, останавливаемся у одного из кабинетов. Николай Апанович, опершись о подоконник, слушает сочинения ребят. Десятиклассники рассуждают о деньгах.

— Я думаю, что в современном мире роль денег огромна. Даже слишком. В погоне за благосостоянием люди часто теряют лучшие человеческие качества. Я уверен: так быть не должно. Из денег нельзя делать культ, — мальчишка с четвертой парты к уроку подготовился. Учитель оценил:

— Дима, все хорошо. Только не будь таким эгоистом — у тебя в каждом предложении проскакивает местоимение “я”.

Ребята продолжают интеллектуальный марафон. “Деньги порождают зло, жадность, эгоизм”. “Прожить без денег сложно, но они не должны быть самоцелью”. “Важно найти работу, которая обеспечит достойный заработок”. Николай Васильевич внимательно слушает, комментирует каждую работу:

— С тобой, Женя, не совсем согласен. Мне кажется, важнее найти не высокую зарплату, а дело, которое будет приносить максимум удовольствия. Ведь даже получая немалые деньги, можно ходить на работу, как на каторгу. Такой человек вряд ли будет счастливым.

Женя соглашается. Николай Васильевич хвалит учеников:

— Молодцы, ребята. Хотя без посторонней помощи обошлись не все. Кому-то мама помогла, кому-то Гугл Сергеевич. Правда, Влад? Я специально перед уроком прочел несколько сочинений в интернете. Кое-что из прочитанного услышал сегодня. Но все равно молодцы, поработали.

И, надеюсь, что-то запомнили.

Домашнее задание проверено. Но ребятам расслабляться некогда. Новая тема — типы экономических систем. Николай Васильевич не просто рассказывает об особенностях традиционной, плановой

и рыночной экономики, он непринужденно беседует с учениками:

— Влад, на прошлом уроке ты сплоховал. Исправляйся. Подумай и приведи примеры стран с плановой экономикой.

Тем, что учитель не видит, никто даже не собирается воспользоваться. Учебники закрыты. В конце урока староста читает фамилии одноклассников по журналу. Николай Васильевич называет оценки. Девочка выводит цифры, а затем помогает учителю найти нужные клеточки в школьных дневниках. С документами, как правило, педагог работает самостоятельно. Планы уроков и необходимые отчеты готовит в электронном виде, заполнять журналы помогает коллега.

На перемене ребята обступают педагога. Теперь можно расслабиться. Николай Васильевич шутит и смеется вместе с учениками. Кажется, он ими гордится. Хотя у него не меньше поводов гордиться собой.

Проблемы со зрением у Николая начались в детстве и с каждым годом усугублялись. В результате — катаракта, отслоение сетчатки. И мир стал черным. Что пережил мальчишка-девятиклассник — можно только догадываться. Сегодня о том периоде своей жизни он вспоминает неохотно. Два года провел дома. Это было самое тяжелое время. А потом взял себя в руки:

— Если не можешь изменить обстоятельства, значит, к ним нужно приспособиться. К тому же отец погиб.

В семье остались пятеро детей. Так что “загоняться” было некогда. Я старался помогать маме по мере возможностей. Мог убрать в доме и даже порубить дрова.

Трудотерапия пошла на пользу. Мальчик снова взялся за учебу. Вместе с младшей сестрой освоил программу за десятый класс. Вернулся в школу, экстерном сдал экзамены, сразу перешел в одиннадцатый. Аттестат он получил вместе с золотой медалью. Поступил на исторический факультет Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Затем стал студентом факультета бизнеса и права БГУ.

— Лекции записывал на диктофон, письменные работы делал на компьютере. Жил в обычной общаге. Дежурил по комнате наравне с остальными, готовил обеды. Хорошее было время. Мы даже девчонок подкармливали в общежитии, хотя обычно бывает наоборот, — улыбается педагог.

Тогда аудиокниги были в дефиците, эра смартфонов еще не наступила. Приходилось непросто. Зато сейчас Николай пользуется возможностями, которые подарил научно-технический прогресс:

— Я со спокойной совестью советую незрячим знакомым: идите учиться! Современные технологии нашу жизнь облегчили невероятно. Все компьютерные программы, оболочки смартфонов, многие приложения давно озвучены и адаптированы для незрячих пользователей. Я, например, увлекаюсь программированием, а в моем телефоне хранится целая библиотека. Примерно девять тысяч книг по истории и психологии! Еще недавно о подобном нельзя было даже мечтать.

В начале 2000-х Николай мечтал о другом. Ему хотелось работать в школе, продолжать дело любимых учителей, на которых всегда равнялся: “С педагогами мне действительно повезло. Людмила Плакунова, Анна Литвинюк, Петр Корабейко — наставники от Бога”.

В родную Медновскую школу молодой учитель Николай Апанович вернулся в 2006 году. Переживал, конечно, сомневался. Сложно работать с детьми и не видеть их. Но директор Дмитрий Расторгуев начинающего педагога поддержал. О сделанном 10 лет назад выборе Николай не пожалел ни разу. Кажется, он вполне счастливый человек. С удовольствием рассказывает о своих ребятах. Улыбается:

— У нас сложились замечательные отношения. Я люблю их потроллить, поприкалываться. Не в ущерб занятиям, разумеется. К каждому ребенку нужно найти подход. А в моем случае это особенно важно. За 10 лет работы у нас не было ни одного конфликта. Я детям доверяю, и они это ценят. В крайнем случае могу сказать: “Ребята, работаем по-честному”. И этого будет достаточно. А повышать голос я не умею.

Хитрить школяры даже не пытаются. Поставить липовую оценку в журнал — себе дороже. Николай Апанович хорошо помнит, кого, за что и на какой балл оценил. Списывать тоже никто не пытается. Доверием наставника школьники дорожат:

— Я ведь примерно знаю, кто на что способен. А если возникнут сомнения, перепроверить знания можно запросто. К тому же списанную работу отличаешь с первых слов.

Для Николая Апановича каждый урок — праздник. Дети, словно неистощаемые батарейки, заряжают его жизнелюбием и оптимизмом. А педагог охотно делится с ребятами своими знаниями. Получается у него отлично. Ученики Николая Васильевича часто становятся победителями и призерами районных олимпиад. Школьная команда “Что? Где? Когда?”, которую тренирует Апанович, — фаворит любых интеллектуальных соревнований.

До следующего урока остается несколько минут. У Николая Васильевича “форточка”. Мы выходим из кабинета. К педагогу тут же подбегает девочка, берет его под руку: “Вам помочь?” Николай Апанович помощь принимает, комментирует:

— Школу я изучил, но все равно проще идти с кем-то. Ребята постарше не пройдут мимо, всегда предложат помощь. А малыши реагируют по-разному. Чаще всего просто стоят и смотрят. Им забавно наблюдать, как я в одиночку шагаю по коридору.

Дорога от школы до дома у Николая Апановича занимает минут 15. Возвращается, как правило, вечером, после занятий в гитарном кружке. Вместе с детишками они идут по сельским улицам, поют песни. Педагог говорит, что вкус у ребят хороший:

— Чаще всего поем хиты Цоя, ДДТ. Раньше местные жители смотрели на нашу компанию недоуменно, а теперь ничего. Привыкли.

p.losich@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter