К 100-летию писателя Ивана Шамякина вспоминаем лучшие экранизации его произведений

Не унесенный глубоким течением

30 января исполняется сто лет со дня рождения народного писателя Беларуси Ивана Шамякина

Творческое наследие Ивана Шамякина обширно и многообразно. Безусловно, его «алмазные копи» — литературные произведения, которые смогут глубоко и кропотливо «разрабатывать» многие поколения. К сожалению, современная молодежь не горит желанием читать даже проверенные годами книги. Обратить на них внимание помогают экранизации. Благо к романам, повестям и рассказам Ивана Шамякина обращались наши лучшие режиссеры — Михаил Пташук, Вячеслав Никифоров, Игорь Добролюбов и другие. Чтобы сказать что-то важное о себе, времени, белорусском характере.

Кинематограф по произведениям Ивана Шамякина вполне укладывается и в нынешнюю гуманитарную систему ценностей, где человек и его идеалы — мера всех вещей. Это все тот же камерный неспешный рассказ о скрытых от посторонних глаз духовных поисках и нравственных потрясениях. Кинематограф «морального беспокойства», пристально вглядывающийся во внутренний мир человека с его страхами, надеждами и сюрпризами. Все те же «проклятые вопросы бытия», сформулированные в прозе Шамякина, побуждали режиссеров браться за экранизацию его произведений. Потому что писателя беспокоили те же темы, что и Юрия Трифонова или Генриха Бёлля. Его талант — общемирового масштаба.

«Атланты и кариатиды».

В центре внимания Шамякина — наши современники, переживающие глубокий профессиональный и личный кризис, как главный герой его романа «Атланты и кариатиды» — лощеный и респектабельный архитектор Карнач. Кстати, сыгравший его актер Евгений Лазарев, переехав в 1990-е годы в США, сделал относительно неплохую карьеру в Голливуде и играл там не только «русских злодеев». Цепкость взгляда, целе­устремленность и гордая спина были продемонстрированы Лазаревым уже в «Атлантах и кариатидах». Зрители, а особенно зрительницы верили: такой мужик действительно может уйти от Аллы Ларионовой, сыгравшей в картине супругу Дашу. Фильм стал одной из первых успешных советских телесаг, приоткрывающих завесу над личной жизнью советских же людей.

Вполне логично, что среди героев Шамякина немало людей из прошлого, прошедших войну или сохранивших память о ней. На каком нерве Михаил Пташук снял фильм «Возьму твою боль» по одноименному роману Шамякина, в котором на первый план выходит история конфликта между деревенским водителем, потерявшим семью во время войны (его роль исполнил Владимир Гостюхин), и виновным в этом бывшим полицаем, который вернулся в родные места спустя 25 лет после отбытия наказания. В его образ вжился Иван Мацкевич, который даже спустя годы не мог говорить о картине спокойно. В интервью автору этих строк он рассказывал: «Когда Михаил Пташук взял меня на роль Шишки в фильм «Возьму твою боль», там нужно было играть и молодого, и старика, а мне было всего 33 года. Причем моей женой по сценарию была Стефания Станюта. Мне сделали очень хороший грим, но без Михаила Николаевича ничего бы не получилось…»

«Возьму твою боль».

Тем не менее писали, что Шамякин картину не принял — слишком много оказалось в ней разночтений с литературным первоисточником. Что ж, ситуация вполне типичная. Например, Кен Кизи сразу менялся в лице, когда кто-то упоминал при нем фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Стивен Кинг в своей ненависти к «Сиянию» Стенли Кубрика доходил просто до исступления и большой неудачей считал выбор на главную роль Джека Николсона. Владимир Богомолов попросту закрыл фильм Витаутаса Жалакявичюса по своему роману «Момент истины», а из титров картины Михаила Пташука «В августе 44-го…» (вторая попытка экранизировать это произведение) снял свое имя.

«Эпилог».

Одна из лучших картин по Шамякину — драма «Эпилог» Игоря Добролюбова (явно недооцененная). В чем-то эта лента «рифмуется» с таким же упадническим и безысходным «Предсказанием» Эльдара Рязанова. Видим в кадре ту же неустроенность городских пейзажей, растерянность людей, ощущение подавленности и тупика. Не радость принесли героям «Предсказания» и «Эпилога» случившаяся в стране перестройка и 1990-е, а страх и растерянность. И это довольно интересный психологический феномен. С каким достоинством сыграли своих героев, белорусских интеллигентов, оказавшихся на обочине жизни, Валентин Белохвостик и Эдуард Горячий! Писатель, продающий на улице собственные книги с автографами, и художник, радующийся тому, что его картины купил западный коллекционер. А какие актеры заняты в «Эпилоге» в небольших ролях: Александр Ткаченок, Татьяна Мархель, Владимир Мищанчук, Август Милованов — сплошь народные да любимые!

«Торговка и поэт».

НА КИНОСЕАНСЫ — В МУЗЕЙ

К празднованию 100-летия Ивана Шамякина подключились музеи, библиотеки, телеканалы… А Музей истории белорусского кино приурочил к знаменательной дате показ фильмов, снятых по произведениям народного писателя. Большинство заявленных в программе картин создано на национальной киностудии «Беларусьфильм».

На этой неделе в музее уже показали историческую драму «Хлеб пахнет порохом» Вячеслава Никифорова, военную мелодраму «Торговка и поэт» Самсона Самсонова и картину «Криницы» Иосифа Шульмана.

Сегодня в афише — социально-психологическая драма «Возьму твою боль» Михаила Пташука. Завтра в Музее истории белорусского кино покажут фильм «Свадебная ночь» по повести Шамякина «Брачная ночь». Картина посвящена самоотверженной борьбе белорусских партизан и подпольщиков, а также любви во время войны. В фильме Александра Карпова снялись Ирина Корытникова, Наталья Андрейченко, Михаил Долгинин, Петр Юрченков и другие.

А в воскресенье, 31 января, зрители увидят драму Игоря Добролюбова «Эпилог» по мотивам рассказов Ивана Шамякина «Вернисаж» и «Эпилог» о судьбе двух друзей — писателя и живописца, не принимающих жизнь в условиях свободного рынка.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter