Не угрожает ли реке экологическая катастрофа?

Береза сегодня бурно развивается на зависть соседним райцентрам Брестской области. В 30–тысячном городе полтора десятка промышленных предприятий. В минувшем году появилось три новых завода с иностранным капиталом, в планах — строительство еще одного. По объему промышленного производства Береза занимает четвертое место на Брестчине. Но есть у хорошего дела другая сторона...

Береза сегодня бурно развивается на зависть соседним райцентрам Брестской области. В 30–тысячном городе полтора десятка промышленных предприятий. В минувшем году появилось три новых завода с иностранным капиталом, в планах — строительство еще одного. По объему промышленного производства Береза занимает четвертое место на Брестчине. Но есть у хорошего дела другая сторона. Больше предприятий дают больше отходов, а городские очистные сооружения не справляются с ними. «Может случиться экологическая катастрофа», — без обиняков говорит заместитель председателя Березовского райисполкома Александр Марчук.


Караси на выброс


Массовый замор рыбы в Ясельде был дважды — в 2006 и 2008 годах. Рыба может погибнуть и следующим летом. К такому печальному исходу приведет любое изменение уровня воды в реке, за которым последует стягивание пойменных загрязнений в Ясельду.


Именно так было два года назад. Река враз обмелела, потому что воду «забрал» рыбхоз «Селец». С местной природоохранной службой никто такие действия почему–то не согласовал. И 24 мая в реке погибла рыба. В нынешнем году она всплыла вверх брюшками в середине июня на том же участке...


Областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды выставил Березовскому ЖКХ повышенный экологический налог, должностным лицам — штрафы за нарушение водного законодательства. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте тоже предъявила иски коммунальникам: в 2006 году — на 203 миллиона рублей, в 2008 году — почти на 102 миллиона. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье УК «Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных». Но до суда не дошло. И миллионные иски не удовлетворены. Все просто: конкретный виновник этих двух ЧП до сих пор не найден и, похоже, найден не будет.


— Природоохранные организации выявили превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде ниже выпуска очистных сооружений нашего ЖКХ. Но стоки, пройдя через пойму и смешавшись с водой, практически не повлияли на качественный состав воды, они не могли привести к гибели рыбы, — не сомневается Александр Марчук, возглавлявший комиссию по выявлению причин гибели рыбы в июне 2008 года.


Комиссия связала замор с «цветением» воды, высоким содержанием в ней водорослей и как следствие — снижением содержания кислорода. Природоохранные организации с такими выводами не согласились, но вины ЖКХ доказать не смогли.


— Нужно было провести ряд исследований, прежде чем рассуждать о вредном влиянии на среду обитания рыбы сточных вод. Пока это только предположения, — защищает свое предприятие генеральный директор Березовского ЖКХ Валерий Климчук.


Реконструкция после интенсификации


— Мы попросили природоохранные организации подготовить аналитическую информацию о состоянии Ясельды. Затем очистить русло реки от донных иловых отложений и разросшейся кустарниковой и водной растительности на участке между деревнями Заречье и Головицкие, но пока ничего не сделано, — жалуется Александр Марчук.


Природоохранные организации согласны, что нужно изучать процессы, происходящие в пойме Ясельды, что саму пойму нужно почистить. Но считают, что первым делом березовские власти должны довести до ума очистные сооружения.


— Там нет оборудования по удалению так называемых биогенных элементов, и в Ясельду сбрасываются стоки с повышенным содержанием взвешенных веществ и фосфатов, — проясняет ситуацию начальник Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Лиш. — А с нынешнего года требования к качеству очистки сточных вод стали жестче.


Портят воду в основном два предприятия: мясокомбинат и сыродельный комбинат. Если у первого есть локальные очистные сооружения, пусть и старые, то у второго нет никаких. Несмотря на принятое еще в 2005 году облисполкомом решение, сыркомбинат так и не построил отстойники и по–прежнему «грешит» периодически аварийными сбросами. Так, в мае 2006 года сыркомбинат 15 раз сбросил отходы, а сброс 23 мая, накануне замора рыбы, привел к резкому падению содержания растворенного кислорода в смесителях, из–за чего произошел вынос активного ила в реку.


Что ж получается? «Селец» обезводил Ясельду, сыркомбинат сбросил вредные отходы, которые комхозовские очистные сооружения не сумели обезвредить, в реку хлынул ил... Неужели замор рыбы, случившийся 24 мая 2006 года, — просто совпадение? Если верить выводам комиссии — да. В июне 2008 года было 8 аварийных сбросов с промышленных предприятий Березы. И опять в гибели рыбы виноваты жара, ливень и водоросли...


— В нынешнем году сыркомбинат обещает начать строительство отстойников. А что касается реконструкции городских очистных, то предприятие «Бресткоммунпроект» уже полтора года делает нам проект. И мы не можем сказать, во сколько обойдутся работы, когда они завершатся, — сетует Валерий Климчук. Правда, председатель Березовского райисполкома Юрий Наркевич более конкретен. Он назвал мне точную дату — 2009 — 2010 годы.


После всего увиденного и услышанного напрашивается вывод: не кто–то один, а все — ЖКХ, мясокомбинат, сыркомбинат, рыбхоз «Селец», природоохранные организации — должны думать о том, как предотвратить экологическую катастрофу, которая окажется неизбежной, если стороны и дальше будут выяснять друг с другом отношения, в результате спихивая вину на саму Ясельду...


А пока... Пока никто не исключает, что у нас будет повод написать об очередном массовом заморе рыбы в грязной реке Ясельде. Или в протекающей по центру Березы речке Кречет. Ее превратили в настоящую помойку: на заплесневелой воде у моста по улице Ленина мы увидели затор из пивных бутылок...


Кстати


К 2014 году завершится дорогостоящая реконструкция очистных сооружений в Бресте. Новые отстойники построены в Белоозерске и Ляховичах, реконструированы в Малорите и Пинске.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter