Определены правила содержания автодорог

Не ударить бы лицом в дорожную яму

Многочисленные выбоины и ямы, гололедица и снежная каша, неудовлетворительное состояние обочины — нет-нет, а найдется повод бросить камень, иногда и не один, в адрес дорожной службы. Чаще и громче нарекания звучат в зимний период, когда заснеженные и заледенелые дороги становятся не только существенным препятствием для передвижения транспорта и пешеходов, но и провоцируют ДТП.


Если обратиться к статистике, по причине плохого состояния дорог зафиксировано менее одного процента происшествий от их общего количества. Вполне логично, так как ключевую роль в безопасности движения все же играет водитель. Тем не менее Минтранс установил требования к качеству содержания автодорог и их элементов: приложение к постановлению обращает внимание на безопасные параметры состояния проезжей части, разделительных полос и разметки, технических средств организации движения, обочин, освещенность участков.

К примеру, один из пунктов гласит, что недопустимы на проезжей части просадки и выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью. Еще один исключает на перекрестках и вблизи пешеходных переходов деревья, кустарники и наружную рекламу высотой более полуметра, ухудшающие обзор водителю. Впрочем, нет в этом ничего нового, разве что негласные правила, которые ранее само собой разумелись, теперь приобрели силу закона.

Пунктов всего семь, и последний, который касается содержания автодороги в зимнее время, как никогда актуален. Кратность уборки снега и количество обработок песчано-соляной смесью не указываются, однако определены допустимые параметры колеи на снежном накате — не более трех сантиметров, а также допустимые нормы возвышений и занижений отдельных гребней и выбоин — до 40 миллиметров. Скользкость должна устраняться в установленные сроки с учетом степени сложности выполнения работ. Кто и как будет определять эти самые сроки — не прописано. Остается надеяться, что на скорость и эффективность это никак не повлия­ет. Но в России подобные требования внедрены несколько лет назад. Звучат они четче и жестче. В частности, для устранения с поверхности дорог наледи и рыхлого снега дается всего лишь 12 часов.  

Справедливости ради, в последние годы особого дискомфорта зимой мы не чувствуем, снегоуборочная техника работает регулярно. Это пару лет назад дорожная служба стала притчей во языцех, когда ее сотрудники с голубых экранов сетовали на неожиданно выпавший снег в декабре. Хотя и нынче всякое бывает. В одном из райцентров, который находится на расстоянии вытянутой руки от столицы, снегоуборочная техника в лучшем случае прогуливается по центральным улицам. Но чем дальше вы отъезжаете от исполкома, тем выше колея на прилегающих улицах — никакие установленные нормы ее не выдерживают. А на окраинах и вовсе конь не валялся. Хорошо, если здоровье позволяет снег месить под ногами. А если речь идет о людях пенсионного возраста?

К сожалению, подобные единичные примеры были, есть и будут. Но даже с ними на состояние белорусских дорог, согласитесь, грех жаловаться. И это при общей протяженности, превышающей 87 тысяч километров. Беларусь занимает 16-е место в мире по их плотности: на тысячу квадратных километров приходится 419 километров дорог, в то время как в России и Украине — 64 и 281 километр соответственно. Грунтовых дорог в общем количестве лишь около 12 тысяч километров. Высокий рейтинг, кстати, обеспечила Государственная программа по развитию и содержанию дорог.

На этом моменте следует вернуться к требованиям Минтранса. Главный посыл устанавливаемых норм сводится не к мерам пресечения и наказания, о которых ни слова не сказано в документе, а к тому, чтобы мы научились поддерживать дороги в рабочем состоянии. По ряду причин. Работать на упреждение проблем легче и дешевле, нежели потом устранять неприятные последствия. Машин с каждым годом становится больше — в личной собственности белорусов уже зарегистрировано свыше трех миллионов авто. Соответственно, накаляется и дорожная обстановка, и нагрузка. С другой стороны, от состояния дорог зависит приток инвестиций, занятость населения и имидж страны. Планку сумели поднять высоко. Теперь у нас нет права ударить в яму лицом.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter