
Машины в шины
Перейти на зимние шины водителям диктуют и законодательство, и здравый смысл. Тех, кто все еще гоняет на летней резине, госавтоинспектор отдела ГАИ Центрального РУВД Минска Денис Михно предупредил:— На скользкой дороге коэффициент сцепления с дорогой уменьшается в несколько раз, соответственно тормозной путь увеличивается.
— В зимний период одними из распространенных видов ДТП становятся съезды в кювет и опрокидывания транспорта, лобовые столкновения и так называемые паровозики, — подключается к разговору его напарник — госавтоинспектор Юрий Благушка. — К заносу автомобиля на скользких участках дороги зачастую приводят неправильный выбор скорости, несоблюдение безопасной дистанции, неосторожные действия водителя при вхождении в поворот и резкие маневры.
…Мы стоим на улице Орловской. Мимо плотным потоком едет транспорт. Инспекторы останавливают один автомобиль, другой, третий… Тяжелые большегрузы мчатся мимо. Интересуюсь, почему их не проверяем.

— Этот пункт ПДД распространяется только на легковую и грузопассажирскую технику с общей массой до 3,5 тонны и автобусы до пяти тонн, — объясняет Денис Михно, тормозя очередную легковушку.
Инспектор осматривает все четыре колеса серого Volkswagen и убеждается, что на них стоят всесезонные покрышки — вопросов нет.
— All seasons, видите? — инспектор показывает надпись на внешней стороне колеса, которая подтверждает, что шины этой легковушки в порядке.
Денис Михно объяснил, что «всесезонка» — альтернатива для автомобилистов, которые не хотят тратиться на второй комплект резины. Однако, несмотря на маркировку, всесезонными их можно назвать весьма условно. Они больше подходят для теплых и малоснежных зим. Конечно, на заснеженной трассе резина с маркировкой All seasons ведет себя лучше летней. Однако чем ниже опускается температура, тем эффективнее зимняя резина по сравнению со всесезонной.

Некоторые водители в попытке сэкономить ставят «зиму» только на одну ведущую ось, а на другой оставляют «лето» или «всесезонку». Это запрещено. Отличающиеся по коэффициентам сцепления колеса передней и задней оси могут привести к заносу. Похожее ДТП случилось 17 ноября на 110-м километре трассы Минск — Гомель. Маршрутка съехала в кювет и опрокинулась. Четыре пассажирки оказались в больнице. В ГАИ отметили, что на задней оси автомобиля были летние шины. В тот день шел снег.
На скользкой дорожке
Битых десять минут мерзнем в ожидании первого водителя на летней резине — и никого. Инспекторов такая ситуация радует. Говорят, водители поняли, что на безопасности экономить нельзя, и сменили шины. Некоторые сделали это еще в середине ноября. И все же, несмотря на похвальную законопослушность автомобилистов, удается найти водителя, который разъезжает на летней резине. Денис Михно напоминает владельцу синего Opel о правильной подготовке автомобиля к зиме:— С 1 декабря по 1 марта зимняя резина обязательна. Причем на каждой оси должна стоять одинаковая модель шин. Зимние шины должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри ее либо знаками M+S, M&S, M.S, M S или All Seasons и иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее четырех мм.
За езду на летней резине с 1 декабря предусмотрены предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины. Автомобилям с изношенным протектором, высота рисунка которого составляет менее четырех мм, участие в дорожном движении запрещено. За такое нарушение водителю грозит предупреждение или штраф в размере до одной базовой. Повторное в течение года игнорирование данного требования законодательства грозит штрафом от двух до пяти базовых величин.

Тем временем слышу — Юрий Благушка беседует с водителем черной Audi, у которой все четыре колеса — с зимними шинами.
— Сменил резину недели две назад, когда выпал первый снег. Решил не рисковать и в тот же день после работы поехал на шиномонтаж, — рассказывает водитель. К слову, почти все, у кого мы сегодня проверили шины, сменили резину примерно в то же время.

— Снижайте скорость постепенно, без резких торможений, — Юрий Благушка напоминает водителю, как действовать, если оказался на скользком участке дороги. — И обязательно включите аварийку, чтобы предупредить о гололедице. На скользкой дороге стоит ожидать ошибок других водителей, поэтому по мере необходимости увеличивайте дистанцию до едущего перед вами транспорта. Съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, заранее переключайтесь на низшую передачу, чтобы не применять тормоза.
Инспектор также посоветовал следить за пешеходами, находящимися на дороге и рядом с ней. Люди могут поскользнуться и упасть под колеса автомобиля.
Зима близко
А что с маршрутками? Подъезжаем к остановке общественного транспорта и разглядываем колеса подъезжающих микроавтобусов. Все как один в «зиме». Оно и понятно! Перед выездом в рейс маршрутки, как и весь городской пассажирский транспорт, проходят предрейсовую проверку. Машину на летней резине никто на линию не поставит.

Разговор заходит о наиболее вероятных местах образования гололедицы. Это мосты, путепроводы, открытые пространства между лесными массивами, где проезжая часть продувается холодными ветрами. Такие участки дороги инспекторы рекомендуют проезжать особенно осторожно.
— В населенных пунктах во время снегопадов наиболее скользкие участки встречаются в местах, где часто притормаживает транспорт: вблизи пешеходных переходов, светофоров, остановок общественного транспорта, — перечислил Денис Михно.
Тем временем останавливаемся возле магазина на проспекте Победителей, 89. Прошлись по парковке, проверили шины стоящих автомобилей. Лишь у одного водителя еще стояла летняя резина. Всего за время дежурства мы проверили шины 20 автомобилей. Лишь две из них были с шинами не по сезону.
Напоследок заезжаем в автосервис на улице Тимирязева разведать обстановку. Очереди нет. Автомеханики говорят, что пик обращений был две недели назад, когда выпал первый снег. Оно и понятно: лучше раньше «переобуться», чем потом машину ремонтировать. Хотя некоторые из остановленных нами водителей честно признавались, что шины поменяли в последние дни осени. Но даже если и так, то цель достигнута — вероятность заноса, а следовательно, и ДТП минимальна.
gorbatenko@sb.by