Лишь два из 20 проверенных нами водителей все еще разъезжали на летней резине

Не тянули резину

Когда температура перестала подниматься выше 7 градусов тепла, госавтоинспекторы рекомендовали автомобилистам переходить на зимнюю резину. Тех, кто не успел это сделать и продолжает скользить по дорогам на летних шинах, подвергая опасности не только себя, но и других водителей и пешеходов, с сегодняшнего дня начнут привлекать к ответственности. Накануне 1 декабря корреспондент «Р» вместе с инспекторами ГАИ Центрального района Минска проверила, все ли автомобилисты подготовились к зиме.

Высота рисунка протектора шин для зимнего сезона должна быть не меньше четырех мм.

Машины в шины

Перейти на зимние шины водителям диктуют и законодательство, и здравый смысл. Тех, кто все еще гоняет на летней резине, госавтоинспектор отдела ГАИ Центрального РУВД Минска Денис Михно предупредил:

— На скользкой дороге коэффициент сцепления с дорогой уменьшается в несколько раз, соответственно тормозной путь увеличивается.

— В зимний период одними из распространенных видов ДТП становятся съезды в кювет и опрокидывания транспорта, лобовые столкновения и так называемые паровозики, — подключается к разговору его напарник — госавтоинспектор Юрий Благушка. — К заносу автомобиля на скользких участках дороги зачастую приводят неправильный выбор скорости, несоблюдение безопасной дистанции, неосторожные действия водителя при вхождении в поворот и резкие маневры.

…Мы стоим на улице Орловской. Мимо плотным потоком едет транспорт. Инспекторы останавливают один автомобиль, другой, третий… Тяжелые большегрузы мчатся мимо. Интересуюсь, почему их не проверяем.

Почти все, у кого мы сегодня проверили шины, сменили резину две недели назад, когда выпал первый снег.

— Этот пункт ПДД распространяется только на легковую и грузопассажирскую технику с общей массой до 3,5 тонны и автобусы до пяти тонн, — объясняет Денис Михно, тормозя очередную легковушку.

Инспектор осматривает все четыре колеса серого Volkswagen и убеждается, что на них стоят всесезонные покрышки — вопросов нет.

— All seasons, видите? — инспектор показывает надпись на внешней стороне колеса, которая подтверждает, что шины этой легковушки в порядке.

Денис Михно объяснил, что «всесезонка» — альтернатива для автомобилистов, которые не хотят тратиться на второй комплект резины. Однако, несмотря на маркировку, всесезонными их можно назвать весьма условно. Они больше подходят для теплых и малоснежных зим. Конечно, на заснеженной трассе резина с маркировкой All seasons ведет себя лучше летней. Однако чем ниже опускается температура, тем эффективнее зимняя резина по сравнению со всесезонной.

Чем ниже опускается температура, тем эффективнее зимняя резина по сравнению со всесезонной.

Некоторые водители в попытке сэкономить ставят «зиму» только на одну ведущую ось, а на другой оставляют «лето» или «всесезонку». Это запрещено. Отличающиеся по коэффициентам сцепления колеса передней и задней оси могут привести к заносу. Похожее ДТП случилось 17 ноября на 110-м километре трассы Минск — Гомель. Маршрутка съехала в кювет и опрокинулась. Четыре пассажирки оказались в больнице. В ГАИ отметили, что на задней оси автомобиля были летние шины. В тот день шел снег.

На скользкой дорожке

Битых десять минут мерзнем в ожидании первого водителя на летней резине — и никого. Инспекторов такая ситуация радует. Говорят, водители поняли, что на безопасности экономить нельзя, и сменили шины. Некоторые сделали это еще в середине ноября. И все же, несмотря на похвальную законопослушность автомобилистов, удается найти водителя, который разъезжает на летней резине. Денис Михно напоминает владельцу синего Opel о правильной подготовке автомобиля к зиме:

— С 1 декабря по 1 марта зимняя резина обязательна. Причем на каждой оси должна стоять одинаковая модель шин. Зимние шины должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри ее либо знаками M+S, M&S, M.S, M S или All Seasons и иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее четырех мм.

За езду на летней резине с 1 декабря предусмотрены предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины. Автомобилям с изношенным протектором, высота рисунка которого составляет менее четырех мм, участие в дорожном движении запрещено. За такое нарушение водителю грозит предупреждение или штраф в размере до одной базовой. Повторное в течение года игнорирование данного требования законодательства грозит штрафом от двух до пяти базовых величин.

Перейти на зимние шины водителям диктуют и законодательство, и здравый смысл.

Тем временем слышу — Юрий Благушка беседует с водителем черной Audi, у которой все четыре колеса — с зимними шинами.

— Сменил резину недели две назад, когда выпал первый снег. Решил не рисковать и в тот же день после работы поехал на шиномонтаж, — рассказывает водитель. К слову, почти все, у кого мы сегодня проверили шины, сменили резину примерно в то же время.



— Снижайте скорость постепенно, без резких торможений, — Юрий Благушка напоминает водителю, как действовать, если оказался на скользком участке дороги. — И обязательно включите аварийку, чтобы предупредить о гололедице. На скользкой дороге стоит ожидать ошибок других водителей, поэтому по мере необходимости увеличивайте дистанцию до едущего перед вами транспорта. Съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, заранее переключайтесь на низшую передачу, чтобы не применять тормоза.

Инспектор также посоветовал следить за пешеходами, находящимися на дороге и рядом с ней. Люди могут поскользнуться и упасть под колеса автомобиля.

Зима близко

А что с маршрутками? Подъезжаем к остановке общественного транспорта и разглядываем колеса подъезжающих микроавтобусов. Все как один в «зиме». Оно и понятно! Перед выездом в рейс маршрутки, как и весь городской пассажирский транспорт, проходят предрейсовую проверку. Машину на летней резине никто на линию не поставит.

Некоторые из остановленных нами водителей честно признавались, что шины поменяли в последние дни осени.

Разговор заходит о наиболее вероятных местах образования гололедицы. Это мосты, путепроводы, открытые пространства между лесными массивами, где проезжая часть продувается холодными ветрами. Такие участки дороги инспекторы рекомендуют проезжать особенно осторожно.

— В населенных пунктах во время снегопадов наиболее скользкие участки встречаются в местах, где часто притормаживает транспорт: вблизи пешеходных переходов, светофоров, остановок общественного транспорта, — перечислил Денис Михно.

Тем временем останавливаемся возле магазина на проспекте Победителей, 89. Прошлись по парковке, проверили шины стоящих автомобилей. Лишь у одного водителя еще стояла летняя резина. Всего за время дежурства мы проверили шины 20 автомобилей. Лишь две из них были с шинами не по сезону.

Напоследок заезжаем в автосервис на улице Тимирязева разведать обстановку. Очереди нет. Автомеханики говорят, что пик обращений был две недели назад, когда выпал первый снег. Оно и понятно: лучше раньше «переобуться», чем потом машину ремонтировать. Хотя некоторые из остановленных нами водителей честно признавались, что шины поменяли в последние дни осени. Но даже если и так, то цель достигнута — вероятность заноса, а следовательно, и ДТП минимальна.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ