Не тяните резину

Зимние шины пока не стали обязательными, но летние будут рассматриваться как отягчающее обстоятельство

Водители  ждут  до  последнего,  а  потом  машины  колоннами  выстраиваются  на  шиномонтаж

Ни в одном перекидном календаре не найти дня  кузовщика. Это неофициальный праздник автослесарей. Его отмечают, как только выпадет первый снег. Тут же в городе подскакивает количество мелких автопроисшествий. На светофорах и пешеходных переходах скользят машины, по цепной реакции бьются одна об одну, выстраиваются аварийные «паровозики». Первозимок бьет по карману водителя. Но неприятностей можно избежать, а потирающих руки кузовщиков оставить без работы. Надо только вовремя подготовить машину к зиме. И главное – не забыть о зимней резине.

Будет ли в этом году зимняя резина обязательной? В каких случаях могут оштрафовать? С этими вопросами я отправился в ГАИ.

– Можно ездить и на летней, но на свой страх и риск, – говорит Василий Бульбенков, исполняющий обязанности начальника УГАИ МВД Беларуси. – В 2006 году Прокуратура Беларуси предлагала сделать зимние шины обязательными, как в Скандинавии. Но законодатели спешить не стали. Климат у нас все же помягче, да и недешевая стоимость комплекта бралась в расчет. Так что зимние шины – это по-прежнему только настойчивая рекомендация. Правда, если на заснеженной или обледенелой дороге случится авария, то летняя резина будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство. По статье 18.17 Кодекса об административных правонарушениях виновнику грозит штраф от 10 до 30 базовых величин или лишение водительских прав до двух лет.

В ГАИ рекомендуют не тянуть резину и заменить шины до того, как подморозит и дорогу покроет наледь. Потом будет трудно попасть на шиномонтаж. Что сейчас слышно на станциях автосервиса? Я обзвонил несколько СТО в Минске, Бресте и Витебске. Увы, везде затишье.

– Пока с лета на зиму переобуваем от силы две-три машины в день, – рассказали на одной из частных минских станций шиномонтажа. – Люди ждут до последнего, пока не сыпанет первый снег, а потом машины колоннами выстраиваются у ворот…

Многие водители предпочитают всесезонную резину. Она обходится дешевле, не надо дважды в год платить за шиномонтаж, да и инспекторы дорожного движения придираться не будут. Вот только одна деталь: в гололед «всесезонка» сокращает тормозной путь на 10—15 процентов, в то время как зимняя резина – на треть.

— Понятие «всесезонная резина» весьма условно, — говорит Василий Бульбенков. – Она не оптимальна для сухой летней дороги и недостаточно эффективна в гололед. Для нашего климата невозможно создать универсальные шины. Не зря большинство профессионалов игнорируют всесезонную резину… Еще хуже, когда водители используют на передних колесах зимние шины, а на задних летние. Из-за неравномерного сцепления с дорогой в заносе машина может повести себя непредсказуемо.

Самые опасные места на зимней дороге – путепроводы, мосты. Снизу они продуваются ветрами, и потому асфальт зачастую подмерзает и покрывается ледяной коркой. Хорошо, если дорожники успеют посыпать реагентами, а если нет – дорога превращается в каток. По той же причине не менее коварны открытые пространства. При подъезде к ним желательно снижать скорость, тем более если впереди едут машины.

Подготовка машины к зиме – это не только замена резины. Сейчас самое время провести небольшой тех­осмотр: проверить работу обогревателей, отрегулировать свет фар, залить в бачок омывателя незамерзающую жидкость. Еще один важный момент — проконтролировать плотность электролита в аккумуляторе. Все в порядке – тогда за руль. Но от форсмажора не застрахован даже самый предусмотрительный водитель. Ночью в мороз на затерянной дороге глохнет двигатель, отказывает генератор, пробивает колесо – с каждым может случиться. В безвыходной ситуации ГАИ придет на помощь – достаточно позвонить с мобильного телефона в милицию. Каждый год инспекторы спасают замерзающих водителей, буксируют их машины. Несколько дней назад у границы с Россией скопилась очередь из автомобилей на 14 километров. Многие просили о помощи – девять инспекторов ГАИ согревали застрявших в пробке чаем из термосов…

— После заморозков и первого снега народную мудрость «готовь сани летом» осознают на собственном опыте сотни автолюбителей, — говорит Сергей Овчинников, мастер спорта, директор школы экстремального вождения. – Последние годы на снежных дорогах несколько раз приходилось оттормаживаться так, что до кузова машины спереди оставались миллиметры. Заслуга без­аварийной езды – шины по сезону. На лысых же протекторах даже мастер не выйдет из сложного заноса. В автошколах мало внимания уделяется вождению в условиях гололеда. Понятно: куда там новичку до премудростей, когда он едва чувствует габариты авто. Поэтому мастерство зимней езды лучше постигать уже с правами в кармане на специальных площадках под контролем профессионалов. Но самое главное правило, которое должен усвоить водитель, готовясь к зиме: надо изменить и манеру вождения, повысить внимание, собранность, отказаться от резких маневров. Этому в первую очередь должны учить в автошколах.

На снимке: подготовка автомобиля к зиме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter