Определены случаи, когда банки не будут возвращать непонятные списания средств с карточек

Не тратил — вернут

Споров вокруг ситуаций с невозвратом денег, несанкционированно списанных со счетов, к которым выпущены в обращение банковские платежные карточки, должно стать меньше. Помогут изменения и дополнения, внесенные Нацбанком в соответствующую инструкцию. Цель нововведения — повышение открытости при принятии решений о возврате денежных средств по принципу «нулевой ответственности», а также защита от мошенничества.


Раньше отказать в возврате несанкционированно списанных средств могли из–за нарушения срока подачи соответствующего заявления, наличия у банка информации о мошенничестве держателя карточки и нарушения клиентом правил ее использования. Каждый банк разрабатывал свой порядок использования пластиковой карты, соблюдение которого клиентом не всегда могло быть обеспечено в полном объеме. Теперь установлен перечень случаев, когда украденные деньги не возвращают. Услышав об этом, наши читатели начали звонить в редакцию с просьбой разъяснить некоторые из пунктов. Вернут ли им суммы, списанные из–за различных технических сбоев? Куда гражданам теперь придется обращаться, если средства пропадут без их ведома в ситуации, прописанной в нововведениях?

В пресс–службе Нацбанка нам разъяснили каждое из условий. Всего их семь. Первые два объединим в одно. Итак, деньги не будут безоговорочно возвращены при совершении операций с «чиповой» карточки и использованием технологии радиочастотной идентификации (при оплате карточку прикладывают к считывающему устройству), которые подтверждены вводом ПИН–кода. Говоря простым языком, когда при расчете введен персональный идентификационный номер, известный только владельцу карточки. Логично, что при этом претензий к банку быть не должно, так как ПИН–код должен знать лишь клиент. Следующий пункт — совершение операций в интернете при использовании специальных программ, позволяющих произвести дополнительную аутентификацию владельца карточки. После проведения стандартной технологии оплаты в интернет–магазине, формируется дополнительный запрос, на который держатель карточки должен ответить — ввести определенный код, известный ему одному. Четвертый пункт — оплата через интернет–банкинг. Тут все тоже логично. Только хозяину карточки известен логин и пароль от своего личного кабинета. Пятое условие — банк блокировал карту для предотвращения несанкционированного доступа к счету клиента, а гражданин потребовал отменить это действие. Выходит, ответственность на плечах самого человека. В шестом и седьмом пунктах все просто: банк не возвращает списанные деньги, если располагает сведениями о мошеннических действиях владельца банковской карточки или когда нарушен установленный срок подачи заявления о возврате денежных средств. Что до вопроса, куда обращаться в случае пропажи средств, то заявление следует подать в банк, который выдал карточку.

Как видим, введенные правила — не попытка банков избежать возврата денег. Перечисленные условия просто предполагают разумную долю ответственности владельцев карточки за свой «кошелек». В частности, они еще раз напоминают: не стоит разглашать персональную информацию, которая известна только держателю карты.

zhur@sb.by

Советская Белоруссия № 30 (25165). Вторник, 14 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter