«Не трамвай — объедешь!»

В Минске пока действует лишь одна «официальная» велодорожка

Единственную велодорожку в Минске облюбовали не только спортсмены, но и… автомобили

Первая велодорожка вдоль Свислочи открылась в Минске чуть меньше года назад. Как ни странно, но полюбилась она не только тем, кто привык передвигаться по городу, крутя педали. Можно встретить на ней и праздных прохожих, и молодых мам с колясками, и даже припаркованные автомобили. А что думают о дорожке сами велосипедисты?

Захожу на известный форум велосипедистов «poehali.by». Дорожку здесь частенько критикуют: «Поворотов во многих местах могло бы и не быть, велодорожка сильно виляет. Зачем?» «На велодорожке полно посторонних людей».

Я решила испытать на себе все прелести и недостатки велодорожки и отправилась на велопрогулку. Компанию мне составил Павел — человек, который каждый день колесит вдоль Свислочи на работу и обратно. Мы отправляемся от студгородка БГУ.

— На самом деле, велодорожка очень востребована. В центре, бывает, от проспекта Независимости до Немиги проедешь и встретишь с десяток велосипедистов. Большинство используют только определенные участки – это люди, которые каждый день ездят на работу и с работы, — рассказывает Павел.

По пути нам встречаются два бегуна. На нас абсолютно никакого внимания не обращают и пропускать не собираются. Приходится объезжать. Впрочем, Павел не удивился: такое здесь частенько бывает. Некоторые пешеходы в ответ на тактичное замечание и вовсе бросают обидное: «Не трамвай – объедешь!»

В районе метро «Первомайская» пришлось подниматься на очень крутой мост. Тут и пешком пока поднимешься, устанешь, а на велосипеде с непривычки заехала с большим трудом.

— Крутые подъемы и спуски дополняет еще один «сюрприз» — бордюры. На моем привычном маршруте, от «Журавинки» до Немиги, встречается 10-сантиметровый бордюр, — сетует Павел. — Его нужно преодолеть, чтобы вскочить на дорожку, которая выведет наверх, к станции метро. Едешь быстро, но приходится остановиться, чтобы через бордюр переехать, а потом с огромным трудом без разгона тащишься в горку...

Страху натерпелась, когда мы заезжали в парк Горького. Перед нами на крутой мост с внушительной скоростью заезжал велосипедист. Несмотря на отсутствие пешеходной дорожки, здесь прогуливались мужчина и беременная женщина. Оба, завидев велосипедиста, шарахнулись в сторону. Отскочили в последний момент.

Выруливаем на велосипедную дорожку, а навстречу едет машина. Разминулись с трудом. Возле магазина здесь организована парковка. Выезжают автомобили прямехонько по велодорожке.

Мы проехали только небольшой отрезок велодорожки, но итог ясен: сама по себе она имеет аккуратный вид и сделана на совесть. Другое дело, что есть участки, на которых она действительно очень петляет. Маловато стоянок для велосипедов, зато есть специальные места для отдыха. Одна из наболевших проблем — культура людей. За всю поездку мы встретили пять женщин с колясками. Только одна из них шла по пешеходной дорожке, остальные — по велосипедной. Пешеходы и вовсе не обращают внимания на велосипедистов, знаки в большинстве своем игнорируют. Окончательно «добила» встреча с двумя женщинами, которые выгуливали на дорожке собак…

— Человек выходит на велодорожку на свой страх и риск. Если он столкнется с велосипедистом, то травмы получат оба и винить пешеход сможет только себя, — объясняет Евгений Лапец, начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения спецподразделения ДПС «Стрела» МВД Беларуси. – У велосипедистов обязательно должны быть исправная тормозная система и звуковой сигнал. С их помощью он разминется с пешеходом.

Интересную велодорожку я увидела в микрорайоне Сухарево. На улице Шаранговича есть специальная разметка и знаки. По дороге заметила несколько автомобилей, которые владельцы без зазрения совести оставили прямо на велодорожке. Бордюры, ямы и непонимающие пешеходы только дополнят беспокойную велосипедную прогулку.

 — Провести линию на асфальте не значит оборудовать велодорожку. Однако такое решение, возможно, приняли для того, чтобы разграничить потоки людей и велосипедисты и пешеходы не мешали друг другу, — объясняет Геннадий Дубовик, начальник организационно-массового отдела управления по физической культуре, спорту и туризму Мингорисполкома. — Официально в Минске существует одна велодорожка. Но кое-где встречается и нечто, отдаленно ее напоминающее. Однако нужно понимать, что к велодорожке предъявляется ряд требований. Например, ширина ее должна быть не менее трех метров, разделена сплошной линией, обустроены пункты проката, зоны отдыха, туалеты…

Минские велосипедисты не скрывают: одной дорожки для двухколесного транспорта в столице мало. Жители Копенгагена, Берлина, Амстердама давно отдали предпочтение велосипедам: меньше пробок на дорогах и для здоровья польза неоспоримая. Есть планы по строительству новых веломаршрутов и в Минске, но пока в профильных управлениях Мингорисполкома о них говорят неохотно. Видимо, не хватает финансирования. Однако рано или поздно новые дорожки появятся, и не только в парках и зонах отдыха. И поэтому хотелось бы, чтобы проблемы первой столичной велотрассы были учтены при строительстве новых. Думается, безопасность и комфорт передвижения по ним будут зависеть не только от инженерных решений, но и от культуры горожан.

Фото: Анна ТОЛКАЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter