Не только за грибами...

Сельская усадьба Татьяны Исаевой находится в деревне Белая, почти в самом центре белорусской части Беловежской пущи...

 ...можно  ездить  сегодня  в  одну  из  самых  отдаленных  деревень  Беловежской  пущи

Отметить 600-летие государственного Национального парка «Беловежская пуща» — уникального заповедного леса Европы — приедет в будущем году множество людей. О том, где и как размещать гостей, хозяева парка думают уже сейчас. И не только они. Обеспечить достойный прием, помочь гостиничному комплексу национального парка готовятся и многие сельские усадьбы, как в самой пуще, так и ее окрестностях.

Одна из хозяек такой усадьбы, Татьяна Исаева, живет в деревне Белая, что находится почти в самом центре белорусской части Беловежской пущи. Сегодня на ее подворье работает нанятая бригада местных строителей. Они перекрывают кровлю деревянного дома, обустраивают комнаты, которые смогут стать гостиничными номерами. Все это увидела недавно приехавшая сюда группа грибников, среди которых был и автор этих строк. Татьяна как  хозяйка усадьбы, кроме всего прочего, занимается организацией охоты. Тихой. Уже давно она прослыла знатоком грибных мест. Вот и едут к ней люди как к опытному провожатому по местным лесам.

Отдав указания рабочим и сменив роль «прораба», она вместе с нами стала собираться в дорогу. И тут произошло маленькое чудо: один из гостей прямо у порога дома заметил семейку опят. Кто-то увидел их под плетеным забором, в палисаднике, под кустами смородины. Словом, набралось почти целое лукошко, что очень обнадежило грибников, еще даже не добравшихся до леса. Но, увы, в лесу мы опят так и не нашли. Зато набрали боровиков, зеленок, сыроежек, моховиков и других их собратьев.

Но ценнее грибов были впечатления от самого пущанского леса. Старинное кладбище в тиши елей и одинокая заброшенная могила вдалеке от него с покосившимся крестом. Деревянные сооружения для подкормки зверей и отлова дичи. Глухая зарастающая дорога, в конце которой стоит предупреждающий знак: «Проезд, проход, сбор грибов, ягод и дикорастущих растений запрещены!». Это уже тот заповедный лес, где нога человека во имя его сохранности и естественного развития ступать не должна.

Возвращаемся обратно и встречаем родную сестру Татьяны Наталью Земляник. Она тоже хозяйка усадьбы в Белой и сейчас ведет очередных гостей за грибами в пущу.

Но ведь одними грибами все гости сыты не будут. Чем их можно привлечь, например, в Белую зимой? Татьяна напоминает, что в пуще, кроме тихой охоты, существуют и другие занятия. В реке Лесной ловится крупная щука, за которой приезжают рыбаки из Минска и даже Москвы. Уже появились постоянные клиенты.

А зимой бывает даже интереснее, чем летом. Лыжные прогулки. Познавательные экскурсии по зимнему лесу с изучением звериных следов. Все это интересно и взрослым, и детям. Почти рядом  резиденция пущанского Деда Мороза, что тоже делает усадьбы в Белой привлекательными для туристов.  Всего же с начала этого года в гостях у сестер побывало около сотни гостей. Многих направляет сюда республиканское общественное объединение «Отдых в белорусской деревне», в котором Татьяна состоит с 2003 года.

Надеется она, что в скором времени гости будут приезжать к ней не только за развлечениями. Она показывает одну из комнат в доме, где пока царит хаос, но в будущем планируют создать музей. Здесь собраны предметы быта пущанцев разных времен. Есть даже резной камин XVIII века. Ей удалось найти фотографии прежних хозяев дома, многое узнать об их судьбах. В части дома при Польше располагалась начальная школа. Вот фотографии ее учеников и учителей. А вот звонок, оповещавший о начале урока, трель которого многие старожилы узнают до сих пор. Наверняка вспомнили бы его звук и те бывшие ученики, что оказались после различных геополитических потрясений в США, Канаде, Аргентине, Израиле. Предполагают, именно среди них есть родственники двоих расстрелянных фашистами мужчин, заброшенную могилу которых мы видели в лесу. При таком взгляде на сельский туризм в здешнем ракурсе он может органично сочетаться с другим, ностальгическим.

Интересна и сама деревня Белая, упоминание о которой краеведы нашли в документах трехсотлетней давности. Многое ей пришлось пережить. А сколько здесь самобытных, интересных старожилов! Они могут рассказать, как в начале Великой Отечественной войны многих пущанцев немцы выгнали из леса. Дома разбирались и перевозились на открытую местность. Но после войны многие из них были возвращены на прежние места.

Сама Татьяна поездила по белу свету. Но вернулась в родные места, поняв, что краше их ничего нет. Купила пустующий дом и стала в нем обживаться, заинтересовавшись туристическим бизнесом. Пришлось освоить некоторые неведомые до этого профессии. По книгам, например, научилась складывать камины. У нее растет помощник — сын Антон, тоже с интересом осваивающий азы деревенской жизни после городской. Рядом усадьба сестры Наташи. Занимаются сестры уже много лет тем, что стараются оживить жизнь в деревне, одной из самых самобытных на территории Беловежской пущи, и надеются, что после празднования 600-летия заповедника на нее обратят внимание не только грибники.

На снимке: один из уголков заповедника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter