Инвестиционное законодательство требует корректировки в сторону защиты интересов страны

Не только права, но и обязанности

Исходя из последних событий, логично предусмотреть в инвестиционном законодательстве ответственность фирм за уход с рынка «без предупреждения»

Мир вошел в нервную стадию развития. Неизвестностей и неопределенностей — вагон с прицепом. Но некоторые зарубежные инвесторы ведут себя совершенно непредсказуемо: заявляют то об уходе, то о продолжении работы, то о частичном сворачивании деятельности… Понимаю всю неоднозначность положения, в которое попали иностранные компании: явно или скрыто «давят» собственные правительства, санкции дают о себе знать, иной раз западная общественность бушует и негодует… Но это, извините, их сложности, которые иностранцы и должны решать. Тем более нам столько раз рассказывали про гибкость и высочайший уровень менеджмента капиталистического мира. Лично я чувствую себя несколько оскорбленным. В конце концов, сколько лет «носились» с зарубежными инвесторами, давали им льготы, совершенствовали бизнес-климат, гладили по головке. А где благодарность? Возможно, пора делать инвестиционный климат более справедливым. Для нас, белорусов. Чтобы у инвесторов были не только права, но и обязанности. В том числе и финансовые, в случае резкого ухода с рынка. Чтобы игра не велась в одни ворота: когда все хорошо, иностранные компании косяками готовы зарабатывать на нашем рынке, но как только запахло сложностями — сбегают с корабля. 

коллаж любови царюк

Проблема-то не в том, что какие-то компании решили уйти с белорусского и российского рынка. Решили и решили. По большому счету и раньше шло движение в разных направлениях: одни инвесторы приходили, другие удалялись. Нормальный процесс «демографии» бизнеса: одни «рождаются», другие «умирают». Не все предпринимательские проекты успешны. В этом и есть объективная реальность. Но когда корпорации убегают по политическим причинам — тут уж, извините, необходимо посмотреть на проблему в другом разрезе. 

С одной стороны, уходят иностранцы — и ради бога. Как говорится, скатертью дорога. Открываются ниши для отечественного бизнеса. Другой вопрос, что западные корпорации при входе на наш рынок, как правило, получали серьезные преференции. И успешно ими пользовались, обещая обеспечить нас качественной и относительно недорогой продукцией, создать рабочие места, нарастить обороты и за счет прогресса сторицей воздать за полученные фискальные инвестиции. И кто теперь будет восполнять недополученные в бюджет средства? Мы не настолько богаты, чтобы разбрасываться деньгами! 

Есть еще один интересный нюанс: плохо не только то, что какие-то компании уходят из нашей гавани. Не менее тревожно, что они обещают вернуться. Как говорится, как только, так сразу. И этот факт очень сильно тревожит внутренних инвесторов, а также потенциальных партнеров из других государств. Возможный comeback транснациональных корпораций добавляет к имеющимся неопределенностям дополнительные риски. 

Почему по ряду позиций в Беларуси и России не развивалось собственное производство? Денег не было? Компетенций? Желания? Да нет. Всего было в достатке. Не хватало белорусским проектам рыночной мощи. Когда после санкций стали проводить ревизию собственных производств в Союзном государстве, оказалось, практически по всем позициям (за исключением супервысокотехнологичных) есть наши аналоги. Начиная от автокомпонентов, заканчивая программным обеспечением. Но только отечественные компании занимают мизерную долю рынка. Объективно они не могли на равных конкурировать с западными компаниями: слишком неравные весовые категории. Поэтому нашим предпринимателям приходилось выбирать для приложения своих усилий узкие ниши, которые в силу своей небольшой рыночной доли не интересовали крупных игроков. 

Не будем питать иллюзий: мировые лидеры превратились в гигантов не только благодаря уму и сообразительности, но и протекционизму своих государств, которые защищали внутренний рынок и разными правдами и неправдами «пропихивали» интересы бизнеса за рубежом. По-другому выбиться в транснациональные киты практически ни у кого не получалось. Были такие случаи, но они единичные и являются очень редкими исключениями из правил. Надо признать, что Беларусь и Россия слишком долго оставались открытыми для импорта. Хотя нас и критиковали за нерыночность, но импортерам на белорусской территории жилось намного комфортнее и вольготнее, чем нашим экспортерам на западных рынках. Итог: по ряду направлений мы так и не вывели на большую воду собственные разработки. Да, создать и наладить свое производство топливной аппаратуры — дело хлопотное и не самое простое. Намного проще было купить европейскую. Или предоставить промышленную площадку иностранному производителю в рамках локализации. Оказалось, такой подход при всей своей привлекательности несет в себе много рисков. 

И они остаются. Отечественный бизнес готов включиться в работу по импортозамещению. И деньги найдутся. Сейчас образовалось множество ниш. Не надо питать иллюзий: собственные изделия на начальном этапе могут быть дороже импортных. Но с ростом масштабов производства и амортизации оборудования стоимость будет снижаться. Нормальный экономический процесс. Другой вопрос, что инвесторы «новой волны» должны получить гарантии «невозвращения беженцев». Иначе транснациональные корпорации «вынесут» молодые компании в считаные месяцы. Как когда-то произошло в 1990-е. Когда у западных корпораций только маркетинговые бюджеты измеряются сотнями миллионов и миллиардами долларов, то ни одна национальная компания спорить с ними на равных не может. 

Если же говорить с государственной точки зрения, то инвестиционное законодательство требует корректировки в сторону защиты интересов страны. Вплоть до требования формирования зарубежными инвесторами из ненадежных стран (так их обозначим) гарантийного фонда, который можно было бы использовать для покрытия издержек в случае ухода этих компаний.
Ведь исчезновение ряда зарубежных поставщиков и производителей формирует определенные издержки, причем весьма существенные. И перекладывать исключительно на Беларусь и Россию плату за санкционный банкет — не совсем, мягко говоря, справедливо.
Конечно, формально и напрямую западный бизнес не виноват: за него решают политики. Но тут, как говорится, это внутреннее дело некоторых стран и их предпринимателей. И их проблемы не должны нас, по сути, касаться. Безусловно, не стоит рубить сплеча. Необходимо все взвесить, проанализировать и сделать законодательные выводы.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter