Не только “МиГ” между прошлым и будущим

В первом белорусском авиамузее посетители увидят “крокодила”, “черную рысь” и самолет, аналогичный тому, на котором разбился ГагаринСмотровая площадка рядом с административным зданием Центрального аэроклуба ДОСААФ в поселке Боровая Минского района постепенно заполняется летающей техникой. Это “прирастает” новыми экспонатами коллекция авиамузея, открытие которого намечено на 5 июля. Один из экспонатов сразу и не заметишь — он лежит в стороне, без крыльев, шасси и кабины пилота. Это растерзанный корпус МиГ-15. На таком самолете, выполняя учебный полет, разбился Юрий Гагарин.

— Наш самолет не терпел крушения, зато от людей натерпелся. Впрочем, к нам поступала техника и в худшем состоянии, — говорит начштаба аэроклуба ДОСААФ Юрий Костенко.
Сегодня в музейной коллекции 15 самолетов и 4 вертолета. Сотрудники аэроклуба называют их “рабочими лошадками”, которые благородно отлетали свой срок. К сожалению, мало кто из “лошадок” не нуждался в ремонте перед тем, как попасть в экспозицию. Облик самолетов восстанавливают в основном сами досаафовцы, а в канун открытия музея на помощь пришел Минский авиаремонтный завод. Оригинальные детали для ремонта техники, которая выпускалась 40—60 лет назад, нынче не сыскать, поэтому в работе используется любой подходящий металлолом.
Смотритель музея Геннадий Сердюк рассказал, что самолеты собирались по всей стране и даже за ее пределами. Одни образцы техники находили на свалках, другие — в лесу, третьи — еще где-то. Например, перехватчик Як-25 стоял в детском лагере имени Марата Казея, а истребитель МиГ-17 — в Лунинце. Еще один МиГ-27 — украшал городской парк в Каменце, находился в свободном обозрении. Естественно, обозрением никто не ограничивался. Все, что можно было сдать как драгметалл, было откручено и отпилено. Кто-то даже умудрился выбить бронестекло, сделанное из трехслойного триплекса специальной закалки... Без особых финансовых затрат в коллекцию ДОСААФ попал чешский тренировочный самолет Л-29, который, кстати, если задаться целью, и сегодня можно поставить на крыло. Вяземский аэроклуб, возглавляемый нашим земляком Казимиром Тихоновичем, он же руководит известной авиагруппой “Русь”, передал машину белорусским коллегам в подарок. Легкий транспортник Ан-26 аэроклубу презентовали военные из Мачулищей. Полночи тащили его по кольцевой дороге, а когда ранним утром добрались до места назначения, увидели, что самолет не проходит в ворота. Пришлось оставить его рядом с проезжей частью — до тех пор, пока не решится вопрос с попаданием на территорию клуба. Пауза затянулась, а город тем временем проснулся. Скоро стали звонить из милиции, МЧС, да и простые граждане волновались: ЧП! Разбился самолет (для удобства его транспортировали без крыльев)! Сначала в аэроклубе пытались объяснить, в чем суть дела, но затем придумали ответ, который всех успокаивал: “экипаж жив, никто не пострадал”...
— Я мечтаю, чтобы в нашей коллекции появился хотя бы один самолет, участвовавший в Великой Отечественной войне, — говорит Геннадий Сердюк. — Осуществить эту мечту очень сложно. К примеру, штурмовик Ил-2, прозванный фашистами “черная смерть”, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый самолет на земле. В период с 1941 по 1945 год его было выпущено 36 тысяч экземпляров. Однако сегодня вы не найдете ни одного “горбача” — так называли самолет советские летчики. Мы сами все уничтожили.
Наличие в стране авиационного музея дает надежду, что многие другие самолеты избегут такой судьбы.

Справка “НГ”

В войсках НАТО существовали собственные названия практически для всей советской авиатехники. Так, самолет МиГ-21 там называли “черной рысью”, МиГ-25 — “летучей лисицей”, вертолет Ми-24, который до сих пор состоит на вооружении во многих странах, в том числе и в Беларуси, — “крокодилом”. Образцы этой техники будут представлены в белорусском авиамузее.

 Интересные экспонаты Не боИтсЯяни снега, ни дождЯ, ни солнца

Пожалуй, главное отличие авиационного музея от любого другого заключается в том, что все экспонаты здесь находятся под открытым небом. Авиаторы к этому относятся абсолютно спокойно.
— Эта техника создана для того, чтобы работать в самых неблагоприятных условиях, — отмел все наши домыслы о коррозии и прочих металлических “напастях” Юрий Костенко. — Я девять лет летал в Мурманской области. Над океаном, при 35 градусах ниже нуля. Машина была готова работать и в худшую погоду, но мы, люди, не могли ее обслуживать. В такой мороз дотронешься рукой до металла — а при некоторых операциях перчатки приходилось снимать, — и кожи на ладони как не бывало.

Самый большой из экспонатов
Ли-2. Вестник победы
Американцы, разработавшие конс-трукцию 8-тонного самолета, нарекли его “дугласом”. Русские, получившие во время Великой Отечественной войны лицензию на производство воздушного судна, подарили ему новое имя — Ли-2. Именно этот небесный тихоход, а его максимальная скорость полета составляла всего 320 километров в час, 9 мая 1945 доставил в Москву из Берлина акт о капитуляции фашистской Германии.

Самый быстрый...
МиГ-25. Опережая звук
Это был первый самолет, крейсерская скорость которого — 3 тысячи километров в час — превысила скорость звука. Однако советским пилотам и этого было мало. Во время военного конфликта между Египтом и Израилем (СССР оказывал помощь египтянам) они разгонялись до 3 тысяч 385 километров в час. МиГ-25 принадлежит и рекорд высоты полета, который остается непобитым более трех десятилетий. Выдающийся летчик Александр Федотов сумел оторваться на своей машине от земли на 38 тысяч метров! Накануне распада Союза на территории Беларуси размещался целый полк “летучих лисиц”. Однако по договоренности с американцами все они были уничтожены на авиазаводе в Барановичах. Летчики об этом до сих пор не могут вспоминать спокойно. МиГ-25 и сегодня является одним из лучших самолетов в классе истребителей-перехватчиков.

Самый долговечный...
Ан-2. “Жеребенок”, брат “кукурузника”
“Кукурузник” — прозвище  самолета У-2. Но когда вместо выпуска этой машины было налажено производство более современной Ан-2, кличка перешла к ней. В международной классификации Ан-2 обозначен иначе — “жеребенок”. Это единственный самолет в мире, производство которого продолжается более 60 лет — сейчас его выпускают в Китае. И пусть внешний вид у машины неказистый, зато сделана она с 10-кратным запасом прочности, потому и пользуется такой популярностью. Ан-2 широко применяется и в хозяйственных  работах,  и  в   системе ДОСААФ — для обучения летчиков и подъема парашютистов. Раз в 5—6 лет “кукурузник-жеребенок” проходит техосмотр, после чего опять возвращается в строй.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter