Не только драники дают у Янека...

Определяющим фактором для строительства таких объектов является интенсивность движения транспорта. По мировым методикам этот бизнес считается рентабельным, если по трассе проходит до 7 тысяч автомобилей в сутки. В Беларуси такой уровень отмечен только на дороге М-1 Брест – Минск — граница России. Не случайно здесь размещено более 200 объектов придорожного сервиса. Один на 10—15 километров — вполне европейская норма. На менее оживленных автомагистралях обочины сегодня полупусты. На медленные темпы развития этого вида услуг и их качество в июле, во время посещения Нарочанского региона, вновь обратил внимание глава государства.

Укрепить сельский бизнес и создать новые рабочие места поможет развитие придорожного сервиса

Определяющим фактором для строительства таких объектов является интенсивность движения транспорта. По мировым методикам этот бизнес считается рентабельным, если по трассе проходит до 7 тысяч автомобилей в сутки. В Беларуси такой уровень отмечен только на дороге М-1 Брест – Минск — граница России. Не случайно здесь размещено более 200 объектов придорожного сервиса. Один на 10—15 километров — вполне европейская норма. На менее оживленных автомагистралях обочины сегодня полупусты. На медленные темпы развития этого вида услуг и их качество в июле, во время посещения Нарочанского региона, вновь обратил внимание глава государства.

По информации Минтранса, сейчас в стране действует более 1,6 тысячи объектов придорожного сервиса. Среди них свыше 500 автозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей, около 900 предприятий торговли и пунктов питания, значительно меньше гостиниц и автостоянок. Кстати, протяженность трасс общего пользования составляет у нас 85 тысяч километров, из них почти пятая часть приходится на международные и республиканские дороги. Выходит, «подзаправиться» еще можно, а вот прилично отдохнуть практически негде. К тому же, большинство из объектов придорожного сервиса в нашей республике оказывает всего 1—2 услуги, а, скажем, в соседней Литве или Германии — 7—10.

Существует и еще один щекотливый вопрос. Любому водителю жизненно необходимы три вещи: еда, сон и, простите, туалет. И все это в цивилизованном виде и вдоль трассы, по которой пролегает маршрут. У нас же пока только треть придорожных, громко именуемых себя «мотелей» имеют стационарные туалеты непосредственно в здании. У санитарных служб зачастую есть претензии к качеству питания, только в отдельных местах можно встретить медицинские пункты.

Вот и складывается из таких нерешенных проблем грустная пока еще картина, что подтверждает и опрос Минтранса. Он был проведен среди трех тысяч водителей, как белорусских, так и следующих транзитом. Удовлетворительно оценили количество пунктов питания в стране 40 процентов респондентов, охраняемых стоянок — 31, гостиниц — 24 процента. Именно на эти цифры и может ориентироваться потенциальный инвестор, который пока не спешит в белорусский придорожный сервис.

На улучшение этой сферы услуг было направлено сразу несколько принятых правительством документов. В частности, Национальная программа развития туризма в Беларуси на 2006—2010 годы и программа «Дороги Беларуси» на 2006—2015 годы. На ее мероприятия в течение 10 лет планируется выделить более 23 триллионов рублей, а развитие придорожного сервиса объявлено одним из приоритетов. Вышел даже указ о льготах при строительстве таких объектов. Упрощены процедуры при отводе земли, которые раньше затягивались на несколько лет, предоставлена возможность получения льготных кредитов, а также налоговых льгот.

Но цифры и программы — это одно, а реальность — зачастую совсем другое. Нередко она упирается в неповоротливость и безынициативность местных властей, включая глав поселковых и местных Советов, по вовлечению в создание сети объектов придорожного сервиса частного бизнеса. Еще одним существенным препятствием на этом пути стало отсутствие коммуникаций в тех местах, где предпочтительнее возле автотрасс открывать гостиницы и кафе. Здесь приходится порой в чистом поле налаживать снабжение электроэнергией, водой, обеспечивая при этом условия, выдвигаемые различными ведомствами.

В этом плане выгодно отличается приграничная Брестская область. Сейчас здесь по поручению Президента страны полукольцом вокруг белорусской части Беловежской пущи строится объездная дорога. Она должна быть сдана в конце следующего года, и в первую очередь именно местные власти несут ответственность за все объекты придорожной инфраструктуры.

— В целом базой придорожного сервиса должны стать автозаправочные станции, где будет оказываться весь комплекс услуг, — говорит директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. — На АЗС мы уже имеем все коммуникации. Человек может приехать сюда, заправиться, попить чай-кофе и поехать дальше. Или же поставить машину на стоянку, посетить ресторан, остановиться в гостинице.

Директор департамента считает, что на автодорогах через каждые 40—50 км должны быть АЗС. Может быть, не каждый комплекс будет включать гостиницу или ресторан, но минимальный объем услуг необходимо оказывать.

Придорожный сервис является сегодня одной из приоритетных сфер экономики для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности, где занятость зависит от сезона. Здесь на помощь приходит потребкооперация. Так, Лидское райпо вложило почти 2 миллиарда рублей в реставрацию бывшего сельского магазина и закусочной в деревне Цыборы. Теперь здесь небольшая, но уютная гостиница со всем комплексом услуг, где клиенты могут находиться круглые сутки, многие заранее бронируют места. Останавливаются не только грузовики, но и автобусы, легковые авто. Здесь в полной мере сработал принцип — удиви, а затем сытно накорми. Серийные однообразные здания на обочине дороги — это день вчерашний. Сегодня привлекают другие — со своим индивидуальным, оригинальным проектом, с душой оформленным интерьером. И, конечно, кухней. Если человек вкусно и сытно поел, в другой раз ему захочется остановиться здесь снова.

Открылись нынче придорожные объекты в деревне Юховичи, агрогородке Клястицы Россонского района. Уже девять заведений «у дороги» в Толочинском районе на трассе Брест — Минск — граница Российской Федерации. В этот бизнес охотно идут частники, которым и принадлежит большая часть точек общественного питания. Кстати, расстояние между ними невелико, в среднем 5—9 километров. От такой конкуренции посетители только выигрывают. А вот в Волковысском районе нашли потенциальных инвесторов за рубежом. Польские бизнесмены готовы взяться за бывший пост ГАИ и автопавильон в агрогородке Волпа, которые планируется переоборудовать под объекты придорожного сервиса.

К 2015 году, согласно программе «Дороги Беларуси», мы должны «дотянуть» отечественный сервис до международных стандартов. Так, например, через каждые 30 километров на трассе можно будет перекусить, через каждые 39 — заправиться, через 70 — получить техпомощь. Сейчас в парламенте обсуждаются поправки в закон «О рекламе». Разрешив наружную рекламу в полосе отвода дорог, разработчики рассчитывают придать дополнительный импульс и развитию придорожного сервиса.

Александр ШЕВКО, «БН»

НА СНИМКЕ: объект придорожного сервиса расположенный на трассе Минск—Брест открыт для всех желающих.

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter