Сегодня вечером в Национальном центре современных искусств откроется выставка «Казимир Малевич и XXI век»

Не только «Черный квадрат»

Сегодня вечером в Национальном центре современных искусств откроется выставка «Казимир Малевич и XXI век». О художнике, в свое время заставившем все искусство крутиться вокруг «Черного квадрата», вспомнили в Минске неслучайно. Экспозиция — часть культурной программы II Европейских игр и масштабного проекта «Европейские игры — европейское искусство». Но при чем, казалось бы, к спорту — гений русского авангарда и отец супрематизма? Куратор выставки Олеся Иноземцева объясняет задумку:

— Менее чем через две недели Минск примет тысячи гостей со всего мира. И наша задача — показать им все то лучшее и достойное, что есть в Беларуси. В 20-е годы XX века Малевич работал в Витебске, где руководил мастерской в народном художественном училище. Там же вокруг него в эти годы сложилась группа УНОВИС, которая впоследствии открыла миру имена новых талантливых художников. Так почему бы еще раз не обратить внимание гостей Европейских игр на тот факт, что художники, в начале XX века перевернувшие все сложившиеся представления об искусстве, начинали свой путь здесь, на белорусской земле?..

Помимо Малевича, в экспозиции будут представлены еще 60 работ – но уже современных белорусских авторов. Старший научный сотрудник музея художник Сергей Баленок (справа) приглашает на выставку всех желающих.

Специально для минской выставки из Гродно привезли работу, раскрытие тайны которой потянет как минимум на сенсацию. Речь идет о небезызвестном в искусствоведческих кругах эскизе «Человек с лопатой» — картине, предположительно написанной самим Казимиром Малевичем. В Гродненском историко-археологическом музее, где сейчас экспонируется эскиз, авторство указано со знаком вопроса: атрибуцией музей пока не занимался. Искусствоведы, впрочем, не сомневаются: почерк, а также характерные для Малевича формы и цвета указывают на то, что работа, по всей видимости, принадлежит автору «Черного квадрата». Если догадки подтвердятся, то «Человек с лопатой» станет единственным произведением художника, которое находится на территории нашей страны.



Помимо Малевича, в экспозиции будут представлены еще 60 работ — но уже современных белорусских авторов, которые развивали и продолжают использовать в своем творчестве идеи авангардистов XX столетия. От первых бунтарей — Израиля Басова, Ришарда Мая и Александра Cоловьева, которые еще в 1960-х интерпретировали наследие УНОВИСа, — до Леонида Хоботова, Сергея Кирющенко, Зои Литвиновой и других. Директор Национального центра современных искусств художник Сергей Криштапович делится подробностями:

— Одна из особенностей этой выставки — синтез математических, как я их называю, произведений белорусских художников с элементами этнографии. Народное искусство — это первооснова авангарда. Формы Малевича ведь не возникли из ниоткуда. По нашему мнению, он опирался — сознательно или нет — на орнамент, белорусское искусство. И мы покажем эту связь.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter