Не только «Черный квадрат»

Сто лет назад Казимир Малевич опубликовал Манифест супрематистов

Сто лет Манифесту супрематистов
Сто лет назад художник-авангардист Казимир Малевич опубликовал в газете «Анархия» свой знаменитый Манифест супрематистов. Тогда же он напечатал и Декларацию, которая начиналась так: «В глубоких недрах пространства сознания безостановочно вздымаются бури, готовя путь новому черепу века».


В Манифесте начало еще круче: «Мы обеспечиваем себе право неотъемлемой собственности жизни и смерти. И кладем это право в фундамент нашего творчества».

Сколько патетики! И все потому, что, несмотря на революционные бури и происки Малевича, Российская Академия искусств продолжала учить студентов рисунку и композиции. А он сам еще до Витебска, будучи комиссаром по охране памятников старины, ходил по Москве с маузером и участвовал в диспутах на тему «Заборная живопись и литература».

Вы спросите: чем, собственно, был супрематизм, и что в нем было, кроме «Черного квадрата»? 

В Манифесте об этом сказано так: «Революция Кубизма и футуризма основала свое Искусство на обломках вещи, создавая новый порядок их композиции. Мы же пошли дальше и отвергли всё, изгнали всякое соприкосновение с вещью и сутолокой жизни. Намеченный нами путь Искусства равнодушен к горю и радости жизни, как равнодушно к ним синее пространство неба».

Но в действительности вся провозглашенная свобода была лишь абстракцией, состоящей из простейших геометрических форм и цветных плоскостей. Именно так выглядели панно и витражи в районных дворцах культуры брежневской эпохи.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...