Не то зерно, что на полях. А то, что в амбарах

Надежный ли заслон его потерям создан в Кличевском районе?

Еще нет и 9 часов утра, а мы вместе со старшим инспектором отделения ГАИ Кличевского РОВД капитаном милиции Олегом Сукорой стоим недалеко от перекрестка в деревне Бацевичи. Одна за другой в направлении Бобруйска идут большегрузные автомашины с хлебом нового урожая. Сотрудник милиции привычным движением жезла останавливает одну, вторую, третью, проверяет наличие у водителей удостоверения на право управления, страховки транспортного средства и другие бумаги. Замечаний у него нет. Меня больше всего интересуют сопроводительные документы на груз, то, как он укрыт. И здесь полный порядок: заполнены все реквизиты товаротранспортной накладной, кузова автомашины и прицепа надежно уплотнены, сверху зерно плотно укрыто брезентом. Словом, потери при перевозке предотвращены.

— А иначе и быть не может, — отмечает водитель Бобруйского ГАП-1 Василий Щербич, на время жатвы прикомандированный к ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов». — Для нас, как и для комбайнеров в поле, дорога каждая минута. Вот и сегодня из гаража выехал в шестом часу утра. За день рассчитываю рейса четыре сделать. Не будет задержек на зернотоке, то и все пять. Благо элеватор принимает хлеб круглосуточно...

В таком же режиме работают и зернотоки сельхозпредприятий района. И хотя вот уже второй день ни на один из них по причине ненастья на доработку не поступило ни килограмма зерна, все они загружены под завязку.

— Нам в срочном порядке необходимо довести до кондиции партию ячменя и более 50 тонн озимой ржи, — вводит в курс дела заведующая зернотоком КСПК «Колхоз «Родина» Валентина Пашкевич. — Боковой дождь немного подмочил зерно ржи, поэтому пропустим его в первую очередь. С доработкой ячменя несколько проще. Влажность его 12 процентов. Он пройдет только первичную очистку.

К слову, во всех сельхозпредприятиях района для складирования зерна, поступающего от комбайнов на доработку, оборудованы заасфальтированные крытые площадки. До начала жатвы на некоторых из них успели даже частично возвести и кирпичные стены, чтобы зерно не заливало дождем.

Вместе с хозяйкой зернотока обошел все складские помещения. Везде порядок. На одной площадке две работницы орудуют метлами, сметают в общую кучу рассыпанное после погрузки зерно.

— А как у вас насчет сохранности хлеба? Зарегистрированы ли случаи его хищения? — задаю провокационные вопросы Валентине Пашкевич.

— Во-первых, доступ посторонним лицам на территорию зернотока закрыт, а вместе с ним и любая лазейка для несанкционированного вывоза (выноса) зерна, — поясняет женщина. — Во-вторых, воровать зерно работнику хозяйства только себе в убыток. Для каждого из них ежегодно в общем массиве сеют зерновые культуры в расчете по 40 соток. В большинстве своем это необходимые для ведения своего подсобного хозяйства ячмень, рожь и овес. В зависимости от средней по сельхозпредприятию урожайности ежегодно человек получает около тонны и более зерна. Оплата по себестоимости. Замеченный в воровстве даже одного килограмма полностью лишается этой привилегии. Более того, за такой проступок, равно как и за нарушение трудовой дисциплины, недобросовестный работник на протяжении 10 дней получает только тарифную ставку. Так что я уж и не припомню, когда у нас зарегистрирован последний случай воровства.

Сложным по климатическим условиям для возделывания сельскохозяйственных культур оказался нынешний год. Поэтому и сетовал на капризы погоды председатель КСПК «Колхоз «Советская Белоруссия» Алексей Иванов. Его можно понять. В прошлом году отдельные участки сельхозугодий хозяйства подтопило так, что часть озимых культур вымокла, а нынче яровой сев на них провели только в конце мая. К тому же некоторые посевы шквалистые ветры положили на землю. И каждое зернышко сегодня здесь на вес золота. Тем более обидно, когда добытое и политое соленым потом комбайнеров зерно по вине отдельных специалистов сельхозпредприятия в прямом смысле слова втаптывается в грязь. Мне не пришлось видеть работу комбайнов, поэтому трудно судить о качестве жатвы зерновых (по причине ненастной погоды в этот день они стояли на приколе). А вот то, что зерно из складского помещения на сушилку перевозила неприспособленная для этих целей автомашина, за которой сплошной лентой «стелился» рассыпанный овес, заприметил. Ответственные за работу тока люди пытались убедить корреспондента, что это связано с большой текучестью зерна. Но было очевидно, что дело в другом. Ведь никто из них даже и не предпринял попытки тут же исправить упущение.

Николай ГРИГОРОВИЧ, «БН»

НА СНИМКЕ: Олег СУКОРА проверяет документы у водителя Василия ЩЕРБИЧА.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter