Не то, чего ждут

CD–обзор Ушами Сергея ПукстаThe Breeders. Mountain Battles (13 треков)

The Breeders. Mountain Battles (13 треков)


Любопытно, что мы зачастую не придаем значения пружинам музыкальной индустрии. Это нормально, учитывая то, какого инертного слушателя воспитывает шоу–бизнес. Неизвестно, сколько чужой энергии аккумулировали в свое время «Секс Пистолз», предложившие наиболее простую форму заимствованных идей и находок. Немногие задумываются и о том, что та же группа «Нирвана» является лишь вершиной айсберга, образованного огромной подводной культурой начала 90–х в США. И того огромного творческого потенциала, который Курт Кобейн подал проще и более веско, чем его коллеги. При этом сам Кобейн довольно искренне признавался, что просто «пытался передрать» свою любимую группу The Pixies, чьи экспрессия и брутальность были несовместимы с широкой популярностью. Но чей креативный потенциал был намного выше.


The Breeders — это то, что осталось от великих The Pixies, которые лучше всех в конце 80–х — начале 90–х годов конца прошлого тысячелетия делали вид, что не умеют играть. Бас–гитаристка Ким Дил, которая в группе была на вторых ролях, оказалась намного более жизнеспособной в творческом плане, чем внушительный солист The Pixies Фрэнк Блэк.


К счастью, The Breeders практически широкому слушателю неизвестны. Вернее, очень хорошо известны тем, кому это очень нужно. Это, как ни парадоксально, является почти гарантией того, что музыка будет интересной. Единственная известная фигура, которая принимала участие в записи, — это легендарный саундпродюсер Стив Альбини, украсивший альбом своим фирменным жестким, шершавым звуком. Однако обо всем по порядку. Вступительные Overglazed претендуют на то, чтобы стать хитом андерграундных дискотек. В последующей Bang on преднамеренная скупость выразительных средств напоминает гаражные американские группы начала 60–х. В первых двух композициях девушки (а поют Ким Дил и ее сестра–близняшка Келли) не стесняются быть слегка глуповатыми, выкрикивая обескураживающе нехитрые тексты. Night of Joy — первая серьезная композиция, где есть и полет, и музыкальная мысль, несколько разбавленная колыбельным ритмом. We’re Gonna Rise по характеру напоминает обволакивающе–заунывную музыку к фильмам Дэвида Линча. Далее German Studies, спетая, естественно, по–немецки. И потом то, ради чего стоило это вытерпеть, — удивительно умная в музыкальном отношении Spark. Загадочно–плосковатый Istanbul. Потом — заставляющий вспомнить эпоху бушующих 80–х Walk It Off. Страстная и сыгранная с профессиональной легкой корявостью Regalame Esta Noche — на испанском языке. Псевдокантри Here No More. Прекрасно монотонная No Way, где чувствуется классический Альбини с его вечногрязными гитарами. И наконец заглавная песня, где нужно слушать не музыку, а скорее, ее отсутствие.


Понятно, что группа сейчас воспринимается лишь как тень себя самой, поскольку девяностые закончились — общая волна энтузиазма завязла в море рокапопса и эмо. Но с музыкантами ничего не происходит. Они, как и раньше, не боятся быть другими, чем раньше. Не в кукольно–внешнем плане, как Мадонна, а внутренне. А почему бы и нет — все равно пластинку купят далеко не все. От альбома к альбому слушатель имеет возможность наблюдать живой процесс преображения The Breeders, которые дают слушателям самое главное — не то, чего от них ждут.


В начале статьи, я упомянул избалованность современной аудитории. Это, безусловно, не ее вина. Просто все сейчас слишком заняты, чтобы иметь возможность УСЛЫШАТЬ. Многие музыканты это знают, к сожалению, но им в основном не стыдно. Они «гонят» прекрасную, гладкую, как плексиглас, пургу, не совершая ни единой ошибки. Не давая в собственном самодовольстве ни единого повода для продуктивных сомнений.


Тогда как в песнях The Breeders ухо постоянно цепляется за ошибки. И это значит, что как созидательно мыслящие единицы они живее всех живых. Что они хотят поделиться тем, что считают для себя самым важным.


Помнится, Маяковский был очарован ошибкой наборщика, который в одном из его стихотворений «изобрел» слово «муЗчина». Владимир Владимирович просил ни в коем случае эту ошибку не исправлять. Mauntain Battles, кажется, полон подобных ошибок. Но сделаны они намеренно. И это уже находки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter